10 лучших фильмов с Чарли Чаплином
«Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл» (Mabel’s Strange Predicament, 1914)
Возможно, картину сложно отнести к главным удачам актера, однако именно в ней Чаплин впервые создал легендарного персонажа, Бродягу, в его классическом виде. Это бездомный пройдоха, который появляется в разных местах и неизбежно порождает массу забавных ситуаций. Режиссер Мак Сеннет потребовал от молодого актера придумать «что-нибудь эдакое», и Чарльз взял реквизит, который был у него под рукой: смешную шляпу-котелок, тросточку, обутые шиворот-навыворот ботинки и смешные мешковатые штаны.
Герой Чаплина – противоречивый парень, который сперва откровенно напирает, а затем помогает молодой девушке выпутаться из щекотливой ситуации. Персонаж одновременно напоминал и тогдашнюю интеллигенцию, и находившуюся на другом социальном полюсе бедноту – таким образом, он был вполне амбивалентен, чтобы понравиться сразу всем.
«Собачья жизнь» (A Dog’s Life, 1918)
Один из первых фильмов, где Чаплин сам выступил в качестве режиссера-постановщика – и который тут же принес ему небывалый успех. Секрет был, наверное, в необыкновенно тонком сочетании фирменных чаплиновских комедийных ужимок и трагизма жизни маленького человека. Проще говоря, Чаплин довел свой фирменный образ «интеллигентного бомжа» до крайней точки. В этот раз персонаж открылся зрителям как настоящий бродяга – без дома, работы, денег и друзей, не желающих якшаться с таким «отбросом общества».
Буржуазному зрителю было крайне забавно посмотреть на ужимки смешного человечка, удирающего от полицейских. А рабочие хорошо понимали, что такое «собачья жизнь». И все это скрашивал задор Чаплина, способного найти что-то забавное в любой ситуации.
«На плечо!» (Shoulder Arms, 1918)
Снятый под окончание Первой мировой войны, этот короткометражный фильм имел оглушительный успех. Подобно Кафке, который написал свой роман «Америка», ни разу не побывав на северо-западе земного шара, ни разу не бывавший на войне Чаплин создал один из лучших антивоенных фильмов в истории.
И тут дело даже не в том, что он априори высмеивает войну благодаря фирменной клоунаде, нацепив здесь каску вместо фирменного котелка. Даже шлем, идентичный тем, что в фильме носят другие солдаты, стилизован под шляпу Чарли, которая стала его отличительной чертой вместе с тростью (здесь ее заменил карабин). А сам Чаплин к тому времени уже окончательно получил, несмотря на свою «звездность», образ простого парня-работяги, так понятного и близкого обычным людям (в том числе и солдатам), борца за ценности пролетариата во всех смыслах – в том числе и на фронтах Европы.
«Малыш» (The Kid, 1921)
«Малыш» – еще одна важная веха в карьере Чаплина. Лента стала его полнометражным дебютом, хотя ее хронометраж едва переваливает за 50 минут. Тем не менее за это время милейшая история о Бродяге и воспитанном им мальчике успевает сделать несколько необычных комедийных и драматических пируэтов. Об этом и мечтал Чаплин, приступая к съемкам: «Я хочу создать серьезный фильм, который под комическими и шутливыми эпизодами скрывал бы иронию и сатиру и вызывал чувство сострадания».
Фильм прошел в прокате с невероятным кассовым успехом, став вторым по сборам в 1921 году. «Малыш» действительно оказался чуть ли не первым мультижанровым опытом Чаплина: он реалистично показывает жизнь городских «низов», жестко критикует сложившееся социальное устройство и не забывает шутить так, как не умеет шутить никто больше.
«Парижанка» (A Woman of Paris, 1923)
Мартин Скорсезе, ругая кинокомиксы, сказал, что настоящий художник должен рисковать, а не идти на поводу у зрителя. «Парижанка» доказывает, что Чаплин – настоящий художник, которого не слишком заботили деньги. Вместо того, чтобы снимать очередной комедийный фильм, он внезапно выдает трагичную мелодраму, тонкую и пронзительную в своей неожиданной грусти.
Такой поворот, конечно, привел в исступление публику, которая привыкла смеяться на фильмах Чаплина, а не плакать. Фильм провалился по всем фронтам – что по части кассовых сборов, что по части критических отзывов. И сейчас он может показаться устаревшим и слегка наивным. Но стоит помнить: именно «Парижанка» доказала, что истинный творец – тот, кто рискует, обманывая ожидания публики, а не пытается изо всех сил им соответствовать.
«Огни большого города» (City Lights, 1931)
Пожалуй, самый известный и лучший фильм Чаплина – по мнению многих кинокритиков и ценителей творчества комика. Трудно не согласиться: в погоне за деньгами для лечения слепой девушки Бродяжка ввязывается в авантюру и рискует собственной свободой. Эта картина несет в себе все возможные эмоции, которые только можно испытать при просмотре кино.
Тут и обязательные гэги от мастера комедии, и трагичность фабулы о двух бедных людях, которые не хотят быть несчастными, и надрывный катарсис, когда Бродяжку-таки бросают за решетку. И обязательный счастливый финал, после которого только камень не проронит слезу облегчения. Фильм – маленькая жизнь, которая смотрится хорошо и по сей день.
«Новые времена» (Modern Times, 1936)
Уморительная фантасмагория о трудностях работы на конвейерном заводе. Первый фильм, в котором Бродяжка заговорил, точнее даже запел. Опять-таки, ленту вы, может, и не видели, но финальную песню наверняка слышали хотя бы раз в жизни.
С этим фильмом связана забавная история: Йозеф Геббельс, известный своей любовью к кино и владевший парижским филиалом немецкой кинокомпании «Тобис», подал иск против «Новых времен». Он обвинил Чарли в копировании картины «Свободу нам!» Рене Клера, которому «посчастливилось» выпустить фильм на этой студии и, соответственно, потерять право распоряжаться им на свое усмотрение. Суд, конечно же, этот странный инцидент быстро закрыл не в пользу нацистов. Клер сам отказался от любых обвинений, сказав, что был бы крайне счастлив, если бы Чаплин – которого французский режиссер называл своим учителем – позаимствовал хоть что-нибудь для своего великого фильма.
«Великий диктатор» (The Great Dictator, 1940)
Наверное, инцидент с иском со стороны нацистов здорово раззадорил Чаплина, раз через несколько лет после этого он задумал съемки одного из лучших антифашистских фильмов всех времен и народов. Только небывалая популярность Чаплина позволила картине выйти на экраны: для Америки, которая в начале Второй мировой войны придерживалась нейтралитета, это был довольно смелый (если не отчаянный) шаг – послать Гитлеру из-за океана столь откровенно насмешливую виньетку.
В итоге, правда, «Великий диктатор» усугубил проблемы Чаплина, которые и так уже расцветали, как аленький цветочек, причем буквально. Обвинения в сочувствии «красной угрозе» (то есть коммунизму), и до этого не раз озвученные, посыпались как из рога изобилия, что позже привело к печальным последствиям.
«Месье Верду» (Monsieur Verdoux, 1947)
Но, похоже, что и травля со стороны общества не испугала, а лишь добавила энтузиазма Чаплину. Отказавшись от образа Бродяжки, он вывернулся наизнанку и предстал в амплуа интеллигентного пожилого француза, который в свободное от работы время соблазняет немолодых женщин, чтобы позже убить их и присвоить себе их капитал.
Как и в случае с «Парижанкой», это была метаморфоза, какую не придумал бы и сам Овидий. Зрители пришли в бешенство от очередного выкрутаса со стороны дерзкого творца, который вместо того, чтобы смешить публику, эпатировал ее. Он заставлял восхищаться ловкостью афер буржуа-«синей бороды», который обманывал ожидания своих жертв, – так же, как это сделал Чаплин со своей аудиторией.
Разумеется, фильм провалился в прокате с оглушительным треском. Что не помешало ему в итоге обрести славу «самого оригинального произведения гения», а также не очень удачный ремейк «Ландрю» 1962 года за авторством истинного француза Клода Шаброля.
«Графиня из Гонконга» (A Countess from Hong Kong, 1967)
По-видимому, устав смешить неблагодарную толпу, Чаплин после «Месье Верду» ударился в откровенную тавтологию. Его последний фильм, снятый в Америке («Огни рампы», после которого Чаплину закрыли въезд в США), и его предпоследняя картина «Король Нью-Йорка» – две чистые рефлексии творца, который в кои-то веки решил немного пожить для себя.
Финальная, единственная цветная картина Чаплина, и вторая без него в главной роли, «Графиня из Гонконга» – ода старой доброй голливудской комедии, но снятая в Великобритании, словно взгляд со стороны. Совершенно не комедийная пара – Софи Лорен и Марлон Брандо – паясничает, много шутит и, конечно, играет любовь на износ – ведь Чаплин всегда был романтиком.
Можно сказать, что это прощальный фильм старого Голливуда – через пять лет, в 1972-м, Фрэнсис Форд Коппола снял того же Брандо в «Крестном отце», и все изменилось. А в 1977 году скончался и сам Чаплин – последний символ «золотого века» американского кино.