Рецензия на фильм «Идеальный пациент»
В начале девяностых за вооруженное ограбление был арестован мужчина по имени Томас Квик (Давид Дэнсик), который, оказавшись под стражей, чуть ли не самолично попросил о психиатрическом обследовании. К Квику приставили психиатра и назначили лекарства, однако терапия привела к самому неожиданному результату – в ходе бесед с врачом Томас начал признаваться в убийствах, которые, по его словам, он совершал аж с 1964-ого года. Полиция и сотрудники медицинского центра быстро взяли дело в оборот, и в итоге Квика осудили и приговорили к длительному заключению за тридцать убийств, из которых только восемь были подкреплены доказательствами. Казалось, ситуация должна была остаться забытой. Но в 2008 году материалы по делу Квика попали в руки журналиста Ханнеса Ростама (Йонас Карлссон), который подметил несоответствия в расследовании и решил самолично встретиться с заключенным, чтобы выяснить правду.
«Идеальный пациент» посвящен одному из самых громких разоблачений в Швеции, в результате которого был раскрыт заговор правоохранительной и медицинской систем. В центре сюжета — реальная история журналиста Ханнеса Ростама, который посвятил последние годы жизни исследованию дела серийного маньяка Томаса Квика, представленного СМИ как воплощение зла.
В России биография Квика не очень широко известна, но в самой Швеции дело Томаса по масштабу скандала не уступает истории американского убийцы Зодиака, о котором снят не один фильм, в том числе популярный триллер Дэвида Финчера. Тут можно сказать, что Микаэлю Хофстрему и повезло, и нет. С одной стороны, у него в руках сценарий, основанный на сильной истории – это плюс. А с другой, режиссеру не избежать сравнения и конкуренции с такими гигантами, как тот же «Зодиак» и «Девушка с татуировкой дракона», в основе которых тоже лежит тема журналистских расследований.
И «Идеальный пациент» действительно имеет много общего с обеими картинами. Фильм снят в той же медленнотекущей меланхоличной манере, он так же детализирует журналистские будни и сплетает события настоящего и прошлого. Существенное отличие работы Хофстрема, пожалуй, лишь в самой проблематике: картина посвящена незаконным действиям медицинских работников и полицейских, которым представилась возможность в одночасье посадить за решетку «лишнего» члена общества и сбросить с себя десятки нераскрытых дел. И эта часть сюжета выглядит в фильме достаточно аутентично.
Но вот связи между персонажами разработаны плохо, хотя раньше Хофстрем уделял этому большое внимание («1408», «Цена измены» и особенно молодежная драма «Зло»). Понятно, что сюжет сосредоточен на расследовании, — но почему бы не раскрыть глубже отношения Ростама с семьей и не показать его внутреннюю связь с Квиком, который, по словам самого журналиста, стал ему очень близок? Также явно не хватает экранного времени Альбе Аугуст, героиня которой и вовсе осталась нераскрытой. При этом актеры играют с полной отдачей, особенно удивительно похожий на самого Квика Давид Дэнсик, который постепенно из второго Ганнибала Лектера превращается в беззащитного и трогательного ребенка, чем вызывает глубокое сочувствие.
Изъяны правоохранительной, медицинской и судебной систем, мягко говоря, больная тема для Швеции— в свое время ее активно исследовал покойный Стиг Ларссон. Но трилогия Ларссона все-таки является художественным вымыслом, а «Идеальный пациент» раскрывает всю подноготную шведской системы на примере реальной и очень мощной истории.