Небеса, полные творческой свободы: 5 фильмов о художниках
14 ноября в прокат вышел «Грех», новый фильм Андрея Кончаловского, посвященный могучей фигуре Микеланджело Буанаротти. Для режиссера это первый опыт обращения к подобного рода материалу – фильмов про реальных людей в его карьере еще не было. Редакция Time Out собрала еще пять любопытных лент, посвященных судьбам живописцев, скульпторов и других людей, трудящихся на ниве изобразительного искусства.
Уильям Тернер (Mr. Turner, 2014, реж. Майк Ли)
Один из самых яростных воспевателей силы человеческого духа, британский режиссер Майк Ли очень давно хотел сделать фильм, посвященный фигуре живописца, ставшего предтечей европейского импрессионизма (полотно «Дидона, основательница Карфагена» вы точно видели хотя бы раз в жизни). Для максимального «вживления» в роль постоянный актер Майка Ли Тимоти Сполл два года учился живописи, чтобы рисовать в кадре собственными руками. Его работа была отмечена главным призом Каннского кинофестиваля – Уильям Тернер в его исполнении получился фактурный и эмоциональный.
Шагал-Малевич (2013, реж. Александр Митта)
Биография Марка Шагала волновала не только Александра Наумовича: минимум четыре попытки были до этого, включая анимационную зарисовку «Страсти по Шагалу», которая максимально приблизилась к экспрессивному духу авангардистских работ еврейского художника. Но для Митты Шагал был фигурой гораздо более важной: своеобразный символ независимого творчества и самовыражения, чья фигура в фильме наделяется почти библейскими аллюзиями. Здесь есть и свой апостол Петр (Казимир Малевич), и свой Иуда (комиссар Наум). А в конце великого художника ждут небеса, полные творческой свободы.
Роден (Rodin, 2017, реж. Жак Дуайон)
Обруганная многими критиками, но на самом деле – весьма любопытная картина с одним из лучших французских актеров современности Венсаном Линдоном, получившим за год до этого главный приз Каннского кинофестиваля за лучшую роль. Его Огюст Роден, знаменитый французский скульптор, – массивный, совсем не изящный и даже грубый человек, сам будто высеченный из скалы. За медленным, близким к медитативному повествованием скрывается монументальная фреска о том, какие столпы страданий ждут человека, в душе которого живет гениальный художник.
Серафина из Санлиса (Séraphine, 2008, реж. Мартен Прово)
Живописная картина, стилизованная под такое же «наивное искусство», в жанре которого творила Серафина Луи. Это знаменитая французская маргинальная художница, талант которой раскрыл коллекционер Вильгельм Уде, когда остановился в доме, где та работала… поломойкой. В отличие от большинства подобных фильмов, этот не пытается «заигрывать» со зрителем, не идет на уступки: Серафина что в жизни, что на экране – женщина не самая привлекательная, но невероятно обаятельная и по-настоящему «живая» (ее роль исполняет великая Иоланда Моро). Это кино о том, что настоящее искусство – то, что творится за закрытыми дверями вдали от посторонних глаз.
Андрей Рублев (1966, реж. Андрей Тарковский)
Великая картина великого режиссера о великом человеке. Двухчасовой монументальный эпос, который, конечно, не только (а может, и не столько) о фигуре великого иконописца – но о России, ее участи, судьбе и страданиях, которые русский народ претерпевает на протяжении всего существования. На фоне княжьих распрей и нашествия татаро-монголов фигура мученика Андрея Рублева, пытающегося запечатлеть в своих иконах веру, которой так отчаянно не хватает Руси, выглядит как островок надежды в этом царстве мрака. Тарковский делает невеселый вывод о том, что единственный выход из этой тьмы – через искусство, которое доступно лишь избранным Богом.