5 культовых фильмов для фанатов видеоигр
При упоминании о видеоиграх в рамках кино вам наверняка в первую очередь придут на ум нашумевший «Первому игроку приготовиться» или «Скотт Пилигрим против всех». Но корни уходят куда глубже: игровая тема в кинематографе практически не скована рамками, и ее влияние распространяется не только на коммерческое кино. Time Out советует 5 культовых фильмов, которые придутся по вкусу любому фанату видеоигр.
Трон (Tron, 1982)
Программист Кевин Флинн (Джефф Бриджес) делал успешную карьеру в корпорации ENCOM, разрабатывая инновационные игры. Но вскоре новый сотрудник обманом присваивает себе его достижения, после чего работа Кевина в ENCOM оказывается под угрозой. Чтобы восстановить справедливость, Флинн взламывает систему, но при первой же попытке получить доступ к искусственному интеллекту попадает в виртуальный мир. В нем «живут» программы, которые находятся в подчинении МСР и полностью уверены, что ими управляют их покровители – «пользователи». Они принимают Кевина за своего Спасителя, и в итоге он оказывается втянут в нечто наподобие государственного переворота. Главный герой проходит через серию гладиаторских боев, чтобы отыскать программу «Трон», способную помочь одержать победу над системой.
Фильм на сегодняшний день является классикой — он похож на своего рода игровой квест и понравится любому фанату видеоигры. К тому же в «Троне» интересная идея. По сути это медитация на тему тоталитарного режима и одновременно предсказание будущего после научного прорыва.
Смертельные гонки 2000 года (Death Race 2000, 1975)
События разворачиваются в Америке 1979 года в разгар тоталитарного режима, порожденного экономическим кризисом. Для устрашения и одновременно развлечения населения Президент ввел трансконтинентальную автомобильную гонку. Цель участников, как и в любом соревновании, — обойти соперников и пересечь финишную прямую, но, кроме этого, им нужно убить как можно больше прохожих. Накануне очередной гонки против деспотичного режима выступает группа мятежников, которая намерена убить Президента.
Те, кто знает игру Space Race, согласятся, что «Смертельные гонки» для своего времени имеют схожий формат. Все как в любой гоночной игре — нужно первым дойти до финиша и собрать дополнительные очки, которые «набегают» по мере роста количества жертв. «Смертельные гонки 2000 года» — не шедевр антиутопии, но имеют вполне динамичный формат, гротескные декорации и костюмы. Да и кому не захочется лишний раз посмотреть на Сильвестра Сталлоне в самом расцвете сил и Дэвида Кэррадайна, которого все помнят по культовому фильму «Убить Билла»?
Экзистенция (Existenz, 1999)
Разработчик игры виртуальной реальности Аллегра Гелла (Дженнифер Джейсон Ли) собирается презентовать свое творение, но внезапно на нее совершают покушение. Девушке помогает скрыться ее младший сотрудник Пайкл (Джуд Лоу), и вместе они уезжают в безопасное место. По пути Аллегра предлагает Пайклу присоединиться к игре, чтобы проверить, насколько сильно повреждена система. Сперва он отказывается, но по приезду в мотель все-таки поддается уговорам Аллегры и вместе с ней погружается в мир виртуальной реальности.
«Экзистенция» — это потрясающее сочетание киберпанка, психоделики, боди-хоррора и биопанка, сосредоточенное на теме опасности биологического оружия. Мастер ужасов Кроненберг создал абсолютную головоломку с переплетением настоящей жизни и виртуальной реальности. Чем дольше вы будете смотреть фильм, тем сложнее вам будет понять, в игре или в реальном мире находятся герои и кто на самом деле является убийцей. И, естественно, концовка окончательно взрывает мозг — а чего еще ожидать от Кроненберга?
Нирвана (Nirvana, 1997)
Компания Окосама Старр собирается выпустить к Рождеству новую виртуальную игру с безграничными возможностями — «Нирвану». Однако игра периодически дает сбои и может навредить разуму и здоровью игроков. Создатель «Нирваны» Джимми (Кристофер Ламберт) решает уничтожить игру, но для этого он сам должен отправиться в виртуальный мир. Игра предполагает повторение одного и того же сценария, пока участник не перейдет на новый уровень, а покинуть игру можно только после достижения нирваны.
Фильм Габриэле Сальватореса — настоящая находка для любителей итальянской классики киберпанка и желающих поразмышлять на тему пустоты общества потребления, в котором все люди зависимы от технологий и виртуальной реальности. А если вам этого мало, то на фоне тематики киберпанка и психоделической атмосферы в «Нирване» поднимается и вопрос мироздания и отношений Творца с человеком.
Тринадцатый этаж (The Thirteenth Floor, 1999)
На тринадцатом этаже компьютерной корпорации команда ученых создает компьютер, способный полностью симулировать реальность. Модель разработана по типу аттракциона — человек подключается к устройству и занимает тело одного из спящих персонажей виртуального мира, которые при этом считают себя абсолютно живыми, а с окончанием «игры» все возвращается на круги своя. Изобретение потрясающее, однако его использование повлекло за собой цепь таинственных убийств, разгадать которые можно только попав в компьютерное измерение.
«Тринадцатый этаж» — фантастические триллер немецкого режиссера Йозефа Руснака, главные роли в котором исполнили Крэйг Бирко и Гретхен Мол. Нужно сказать, что сюжет фильма отчасти повторяет сюжет романа «Симулакрон-3» Дэниэла Фрэнсиса Галуйе и рассказа Станислава Лема «Странные ящики профессора Коркорана», где также фигурировал смоделированный на компьютере мир, а мораль была посвящена погоне человека за научными прорывами и ее последствиям. Если вы любите тему виртуальных миров и Станислава Лема, то фильм придется вам по вкусу.