Shortparis в «Юбилейном». Как это было
Один из главных концертов этой недели — Shortparis в Adrenaline Stadium 21 ноября. Time Out рассказывает, как прошло выступление группы в петербургском СК «Юбилейный»
О группе Shortparis в этом году говорят много. Поводы самые разные, будь то клип «Страшно» или шоу на фестивале «Форма». В последнее время разговоров стало еще больше: вышли новый альбом «Так закалялась сталь» и видео на заглавную песню. Рецензии журналистов и слушателей смешанные, но неравнодушные. Артемий Троицкий даже назвал Shortparis «самой сильной русской рок-группой всех времен». То есть сильнее, чем, например, «Кино» конца 80-х и «Мумий Тролль» середины 1990-х.
В ноябре у Shortparis — два важнейших выступления на крупных площадках: в спорткомплексе «Юбилейный» в Петербурге и клубе Adrenaline Stadium в Москве.
За неделю до петербургского выступления я видел Shortparis в Утрехте на фестивале Le Guess Who?, а вообще регулярно посещаю их концерты с 2017-го. Это недолго — кто-то бывал на Shortparis еще в 2012-м в барах «Стирка 40º» и «Нико» — но все же достаточно, чтобы иметь возможность составить впечатление и сравнить.
Билеты продавалась на танцпол и трибуны со свободной рассадкой. Но разницы в цене не было, а на самой площадке никаких браслетов и печатей не ставилось. Внутренний социализм логично соотносился с эстетикой нового альбома.
Сцена располагались посередине зала. От ее центральной части разветвлялись две дорожки, напоминавшие подиумы. Микрофонов было столько, что желающие оказаться поближе к вокалисту Николаю Комягину не знали, куда именно бежать. Хотя билеты продавались на все трибуны, задействованы в итоге были только центральные.
Около часа по кругу звучала гулкая, тревожная электронная музыка. В половину девятого начался традиционный для группы предконцертный перформанс. В этот раз — тоже соответствующий тематике нового клипа и альбома. На подиумах выстроились люди в гимнастерках с надписью «in hostem omnia licita» («по отношению к врагу все дозволено»). В центр вышли два исполнителя и спиной друг к другу, лицом к зрителям с обеих сторон пели русские песни и романсы — на стихи Есенина, «Перезвоны» Валерия Гаврилина и другие.
К естественным аплодисментам публики скоро добавились оглушительные фонограммные. Исполнители бесконечно кланялись, солдаты на подиумах хлопали, но их не было слышно, как и постепенно начинавших недоумевать зрителей. Ход оказался удачным — когда исполнители запели еще одну песню, из зала почему-то послышались крики «Бууу!». Получился такой абсурдный социальный эксперимент, будто сцена из текста Владимира Сорокина.
Еще десять минут, крики «Коля, выйди!», и группа появляется на сцене, встречаемая фонариками от телефонов.
На одном подиуме перкуссионист Даниил Холодков застучал в барабан. На другом Комягин запел «Нелюбовь» — и неожиданно исполнил ее очень плохо. Худшим моментом был явный рассинхрон с музыкантами в первом припеве.
Дальше во время концерта музыканты будто не раз не слышали то ли самих себя, то ли друг друга. Чуть четче сыграли следующие «Что-то особое во мне» и «Так закалялась сталь», но такого кошмарного звука на Shortparis я не слышал ни разу. (Я стоял возле центра сцены — в соцсетях писали, что чуть вдали и на трибунах было получше.)
Обычно группа требовательно относится к настройке. Уровень концертов в России сильно вырос в последние годы, но на выступлениях Shortparis все равно всегда создавалось ощущение какого-то неместного в лучшем смысле подхода. В этот раз звучание, особенно плотное на последнем альбоме, будто распадалось на части, а Комягин пел как из жестяной банки. Либо один инструмент было слышно странно громче, а другие смешивались в кашу — так было с сильно отделившейся гитарой и бурчавшей электроникой во время «Стыда».
Может, в ошибках музыкантов было виновато и волнение — желание соответствовать большому залу. Манера Комягина растягивать гласные, петь не один в один с альбомными версиями, а так, будто ему тесно в рамках музыки, обычно только усиливает концертные выступления группы. Но в этот раз из-за нее чаще возникало ощущение неловкости, особенно во время «Amsterdam».
И вроде бы все на месте — красивые костюмы, эффектные движения, танцы Комягина и Холодкова на «Стыде» (хоть и не друг с другом, а на разных подиумах), перформеры на «Так закалялась сталь» и «Страшно» (выходят именно под строчку про майора). Но лучшим моментом концерта в итоге оказалось появление на трибунах сводного хора.
Во время исполнения самих песен, где его планировалось задействовать, «Ту-ту» и «Новокузнецк», из танцпола вокалистов опять же почти не было слышно. Сами они писали в соцсетях, что пришлось петь «вглухую». Но их отдельное исполнение партии из «Новокузнецка» стало редким моментом чистой музыкальной красоты, заставившим забыть обо всем остальном.
Тут можно сделать вывод, что Shortparis победили их же собственные средства. Исполнители перед концертом и нанятый хор оказались куда лучше самой группы. Но нет — Shortparis все еще самая грандиозная концертная группа России, выступающая в другой категории. Неделю назад в небольшом утрехтском клубе db’S ей было попросту тесно — на «Страшно» казалось, что зал взорвется от переполненной энергетики. Публика звала музыкантов на бис минут десять, пока на сцену не вышел организатор.
На других же площадках Shortparis неоднократно доказывали, что они — группа направленного действия, в то же время заполняющая собой пространство, появляясь в разных частях зала.
Концерт же в «Юбилейном» стал самым неудачным выступлением Shortparis из тех, на которых я побывал. Этому могут быть виной технические проблемы, волнение или недостаточная подготовленность музыкантов. Или просто пока рано на стадионы.
Самое замечательное и одновременно пугающее в Shortparis — это их амбициозность. Если музыканты успеют сделать верные выводы и, как перфекционисты, что-то исправят, в Москве все может пройти гораздо успешнее. Но если они улетели в протестную мегаломанию и считают, что так и надо, то это довольно грустно.