5 самых жестких французских ужастиков
Хорроры с каждым годом становятся все более востребованными, и столь масштабная популяризация жанра привела к тому, что на рынке появляется все больше штампованных картин средней степени «кровавости». В этот момент стоит вспомнить, что фильмы ужасов снимают не только в Голливуде: в жанре изрядно преуспели и французы, чьи картины отличаются большей беспринципностью, «трэшовостью» и изощренностью сюжета. TimeOut советует 5 жестких французских ужастиков, которые придутся по душе каждому, кто устал от голливудского глянца и хочет больше разнообразия и крови.
Мученицы (Martyrs, 2008, реж. Паскаль Ложье)
Почти год Люси (Милен Жампаной) считалась пропавшей без вести, но неожиданно ее видят бегущей по проселочной дороге. Девочка очень напугана и зверски изувечена, но следов сексуального насилия нет. Полиция быстро находит бывшее место заточения, но кроме орудий пыток там ничего нет. После безрезультатных попыток найти виновных дело осталось нераскрытым. Люси поместили в приют, но она так и не пришла в норму — ее преследовали жуткие образы и непрерывное чувство опасности. Это продолжалось пятнадцать лет — пока Люси, повзрослев, не выследила людей, сломавших ей жизнь.
«Мученицы» — самый лучший, жесткий и концептуально интересный фильм Паскаля Ложье, который возводит насилие в апофеоз. С первого взгляда может показаться, что это сплошная безыдейная мясорубка, но на деле с каждой минутой картина преображается в тяжелую и жестокую драму, а ближе к концу превращается практически в исследование святости и взаимосвязи божественного просветления и предсмертных мук. Картина придется по вкусу любому поклоннику натуралистических сцен насилия, равно как и желающим поразмыслить на провокационные темы. Кстати, в 2015 году вышел американский ремейк «Мучениц», но на него даже не стоит тратить время — сразу смотрите французский оригинал.
Страна призраков (Ghostland, 2018, реж. Паскаль Ложье)
После смерти тети Полин (Милен Фармер) переезжает в ее дом вместе с двумя дочерями — Бет (Кристал Рид) и Верой (Анастасия Филлипс). Новоселье семьи длится недолго: вскоре к ним проникают убийцы, один из которых пытается убить Полин, а второй — изнасиловать Бет и Веру. После ожесточенной борьбы матери все же удается остановить маньяков и спасти дочерей. Но событие наложило отпечаток на каждого члена семьи: Бет, хоть и стала известной писательницей, на протяжении многих лет мучается кошмарными воспоминаниями, а Вера осталась жить с матерью в состоянии паранойи. Спустя долгое время Бет по просьбе Полин приезжает погостить домой, однако ее визит омрачается необъяснимыми явлениями, происходящими с ее сестрой.
Спустя десять лет Ложье вновь создал своего рода локальный ад, образы из которого продолжают преследовать даже во сне. «Страна призраков» не настолько изощренная в плане «идейности», но зато не уступает предыдущему шедевру по части атмосферы, а гротескностью образов иногда даже превосходит «Мучениц». Во время просмотра фильма не покидает ощущение «загнанности в клетку», которое сопоставимо с состоянием главных героинь, так что это отличная возможность испытать острые ощущения и пройти через эдакую моральную «мясорубку».
Они (Ils, 2006, реж. Давид Моро, Ксавьер Палю)
В центре сюжета семейная пара — Лукас (Микаэль Коэн) и Клементина (Оливия Бонами). Однажды ночью они просыпаются от внезапных звуков: в дом забрались незнакомцы и собираются устроить кровавую расправу. Лукас спускается вниз, чтобы разобраться с бандитами, а Клементина тем временем пытается выбраться из дома. Так начинается жесткая борьба за выживание.
«Они» — ужастик французских режиссеров Давида Моро и Ксавьера Палю, дуэт которых больше известен по американской картине «Глаз» с Джессикой Альбой в главной роли. Но на картину 2006 года стоит обратить большее внимание, чем на голливудский триллер: фильм представляет классический сюжет о «маньяке и жертве», и со времен «Забавных игр» (1997) является одним из самых жестких ужастиков. Авторы фокусируются на образе психопатичного убийцы, который проявляет необоснованную жестокость. Позже из этой же темы вышли «Незнакомцы» с Лив Тайлер, ремейк «Забавны игр» и «Райское озеро». Однако «Они» — фильм куда менее глянцевый, с давящей камерной атмосферой и к тому же основан на реальных событиях (в некоторых интервью съемочная группа упоминает убийство в Румынии, совершенное тремя подростками из Австрии).
Граница (Border, 2007, реж. Ксавьер Жанс)
Фильм начинается с того, что на выборах побеждает ультраправый кандидат, после чего во французских пригородах начинается хаос. В это время преступная банда, в которую входят Том (Дэвид Саракино), Фарид (Чемс Дамани), Алекс (Орельен Вик), Сами (Адель Беншериф) и его сестра Ясмин (Карина Теста), совершает вооруженное ограбление, которое заканчивается перестрелкой с полицией, в ходе которой один из них получает пулю. После этого грабители решают разделиться: Том и Фарид едут в сторону Голландии с намерением остановиться на ночь в приграничном отеле, а Алекс и Ясмин везут Сами в больницу, где впоследствии бросают его. В это время Том и Фарид заселяются в уединенный отель, которым, как оказалось, владеет семья маньяков-каннибалов.
Это довольно неумелая политическая сатира на ультраправых, апогеем которой являются нацистские речи, переполненные клише и не отличающиеся смыслом. Однако слэшер Ксавьера Жанса и Люка Бессонна привлекает реально жесткими сценами насилия и динамикой – на экране постоянно кто-то убивают, пытают и преследуют. Если вы устали от унылых голливудских слэшеров и хотите окунуться в настоящий ад логова каннибалов, то «Граница» придется вам по душе.
Кровавая жатва (Haute tension, 2003, реж. Александр Ажа)
Мари (Сесиль де Франс) по приглашению подруги Алекс (Майвенн Ле Беско) едет в загородный дом ее родителей, чтобы спокойно подготовиться к грядущим экзаменам. Однако до экзаменов девушкам еще нужно дожить: в это время по округе на старом грузовике разъезжает маньяк-психопат, который планирует ночью наведаться к подругам. С этого момента каникулы Мари и Алекс превращаются в камерный ад.
Французский режиссер Александр Ажа прославился после того, как по предложению Уэса Крэйвена снял ремейк культового хоррора «У холмов есть глаза» и мистический триллер «Зеркала» (тем, кто любит ужастики про призраков, фильм придется по вкусу), но до этого у Ажа был менее значимый, но неплохой проект «Кровавая жатва». В целом сюжет фильма повторяет мотив типичных слэшеров про подростков, но по количеству кровавых и жестоких сцен эта картина Ажа может переплюнуть любой голливудский ужастик, выделяется накаленной до предела атмосферой и радует не совсем тривиальной концовкой в стиле наиболее известных «Грибов» 2007 года.