Боль свободы: 8 фильмов о разводе
21 ноября в прокат выходит «Давай разведемся!» — комедийная драма Анны Пармас с Анной Михалковой в главной роли. Time Out вспомнил еще восемь фильмов, раскрывающих тему разлада между супругами.
Крамер против Крамера (Kramer vs. Kramer, 1979, реж. Роберт Бентон)
Обладатель пяти «Оскаров», в том числе двух главных главных – за лучшую режиссуру и лучший фильм. Это мудрая и красивая картина, которая показывает, что развод – явление тяжелое не просто само по себе, но и в динамике. Герой Дастина Хоффмана, воспринимавший свою семью как нечто должное, с большим трудом включается в роль отца, когда жена оставляет его один на один с шестилетним ребенком. Но еще труднее им становится, когда супруга возвращается спустя какое-то время, чтобы забрать мальчика с собой в новую семью.
Жена ушла (1979, реж. Динара Асанова)
Тихая, но очень печальная ленинградская драма, само название которой звучит словно тихо брошенная в пустоту фраза отчаяния мужчины, который, как и в фильме Бентона, остался наедине с ребенком после ухода любимой женщины. В «кинематографе морального беспокойства» Динары Асановой просматриваются все возможные страхи, присутствующие в русском менталитете на уровне подсознания, и особняком среди них выступает боязнь остаться у разбитого корыта, которое почиталось за чашу благоденствия.
Пристрели луну (Shoot The Moon, 1981, реж. Алан Паркер)
Один из малоизвестных фильмов великого британского режиссера (это он снял «Стену» по мотивам альбома Pink Floyd), название которого отсылает к выражению, популярному в американском покере – дословно обозначает «идти на крайний риск». Здесь под риском подразумевается желание супругов Джорджа и Фэйт разойтись – причем буквально: уйти друг от друга к своим новым любовникам, оставив на перепутье детей. И это, казалось бы, легко давшееся им решение оборачивается настоящим эмоциональным кошмаром, который постепенно вырастает в трагедию.
Мужья и жены (Husbands & Wifes, 1992, реж. Вуди Аллен)
Уж кто-кто, а нью-йоркский меланхолик – большой спец по разводам. Этому явлению он посвятил не один фильм, но самый известный и, скажем прямо, невеселый – отсылающая к бергмановскому кинематографу картина «Мужья и жены», который показывает, что развод влияет на всех, и даже на тех, кто вроде к нему не причастен. Супружеская чета Гэбриэл и Джуди узнают, что двое их лучших друзей, тоже пара, расходятся спустя много лет совместной жизни. Начав копаться в подробностях развода и проецируя чужие проблемы на себя, они обнаруживают, что и у них не все в порядке.
Развод Надера и Симин (Jodaeiye Nader az Simin, 2011, реж. Асгар Фархади)
Перекликающийся с творчеством Звягинцева кинематограф Фархади построен на том, что режиссер берет довольно обыденные конфликты и, наполняя множеством недомолвок и недосказанностей, превращает их в материал для настоящего детективного триллера.
Здесь история двух супругов, которые долго и мучительно пытаются развестись, обрастает дополнительными деталями – больной отец мужа, желание жены забрать дочь, внезапный и трудноразрешимый конфликт со служанкой, которая пришла присмотреть за девочкой…
Гет (Gett, 2014, реж. Ронит Элькабец, Шломи Элькабец)
Что такое гет? Это письмо, которое дает муж на руки жене в еврейской семье, после чего женщина может подать на развод; без него же ей остается смириться со своим браком, даже если его «условия» выполняются лишь для вида. Именно отстутсвие гета не позволяет Вивиан уйти от нелюбимого супруга – и ее изматывающая борьба за право расторгнуть брак растягивается на много лет. Снятое практически целиком в одной-единственной комнате суда, страшное кино, показывающее, как трудно быть женщиной в обществе, скованном догматами древней религии.
Дикая (Wild, 2014, реж. Жан-Марк Валле)
В 1920-х годах зажиточные граждане Германии, чтобы справиться с мыслью о том, что их страна проиграла в Первой Мировой войне, буквально уходили в горы – чтобы там, наедине с природой, забыть о своих проблемах. Примерно так же поступает и героиня «Дикой» Шерил Стрэйд: после развода она отправляется наедине с туристическим рюкзаком исследовать горные хребты Тихоокеанского маршрута в США. Как и большинство героев фильмов Жан-Марка Валле, персонаж Риз Уизерспун – человек, находящийся на грани душевного слома, преодолеть который ей помогает лишь беззвучный монолог с самой собой.
Еще один год (2014, реж. Оксана Бычкова)
Мы специально не стали включать в список классический советский фильм «С любимыми не расставайтесь», вольным ремейком которого и является картина Бычковой. Фильм 2014 года гораздо более актуальный: в нем история разлада в отношениях двух, казалось бы, идеально влюбленных друг в друга людей, таксиста и веб-дизайнерки, рассказывается в пугающе бытовой тональности, буквально под водочку из пластиковых стаканчиков. Создателям удалось удивительно точно показать, как со стороны выглядит этот страшный зверь – русской развод, который настигает около миллиона супружеских пар в нашей стране и лихорадит страну похлеще, чем сезонный грипп.