Фестиваль «Телемания». Интервью с Андреем Щиголевым
21 ноября состоится церемония награждения Фестиваля «Телемания» в КЦ Останкино. Накануне церемонии Time Out пообщался с программным директором Фестиваля Андреем Щиголевым.
Андрей, в этом году Вы согласились стать отборщиком Фестиваля Телемания, в котором конкурсными работами являются не только киноработы, но и блоги, web-сериалы. По каким критериям Вы оцениваете разные форматы или для всех они едины?
– По-моему, главный критерий для любого аудиовизуального произведения — вызывает ли оно интерес. Мы все-таки имеем дело с медиа, чья основная цель — воровать наше с вами время. Если талантливо – это работает. Если нет — вам жаль потраченного времени. Это если коротко. Конечно, кому-то может быть интересно, а кому—то нет, это нормально.
Моя работа – отыскать это интересное даже в самом скучном. При решении в каждом случае помимо собственного представления о прекрасном приходится исходить из множества факторов, в том числе и из концепции фестиваля, из общего уровня поданных работ. Моя внутренняя задача — во-первых, остаться максимально объективным, и это совсем непросто. А во-вторых — помнить о том, что я всего лишь профессиональный зритель, а не верховный судья.
Как изменился современный продакшн? Что хотят рассказать своему зрителю молодые авторы?
– Короткометражное кино — оно как полнометражное, только короткое. Соответственно процессы, происходящие в большой киноиндустрии находят точно такое же отражение в маленькой. Продакшн меняется вместе с техническим прогрессом — добиться желаемого технического результата не стало проще, но стало существенно дешевле.
Хотя, например, получить красивую картинку оказалось проще, чем качественный звук — возможно, на него просто не остается денег (хотя, конечно, красивая картинка совсем не синоним классной операторской работы). Я бы не назвал это какой-то страшной проблемой, но иногда это заметно. За счет звука можно существенно повысить впечатления от качества исполнения.
Каково Ваше мнение о профессионализме нового поколения?
– Короткометражное кино по сути — любительское, заработать на нем довольно сложно. С рекламой все иначе — не могу сказать, что разбираюсь в мире рекламы, но, насколько мне известно, с профессионалами в России все в порядке. Если мы говорим о профессионализме в кино, то профессионализм не всегда синоним качества. Кино требует от автора нечто сверх. «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» — вот формула зрительского ожидания.
Я видел довольно много короткометражных фильмов, которые были сделаны по всем техническим параметрам нормального коммерческого кино с участием звезд кино, профессиональной цветокоррекцией и дорогим звуком, и которые напоминали бледную тень проходного репертуара. То есть то, на что ты никогда не пойдешь в кино, только победнее, попроще и покороче. Так себе перспектива, правда? В общем — к профессионализму нет никаких вопросов, все очень хорошо.
Если быть честными, российский продакшн часто не имеет положительную репутацию даже у российского зрителя. Чего нам не хватает? И видите ли Вы перспективу в качестве и историях свежих работ?
– Конечно вижу. В России нет какого-то кинобума, но все не так плохо. Ежегодно появляется 10-20 короткометражных картин очень хорошего уровня. Примерно так обстоят дела в среднем по Европе — где-то лучше, где-то чуть хуже. Очень неплохо работают независимые киношколы. Другое дело, что российское кино не так, чтобы очень активно было представлено на фестивалях – но на это есть много причин. Например, кажется, что российским авторам это часто не очень нужно. Ведь деньги на полный метр нужно будет искать в России, а не собирать по европейским фондам.
У нас закрытая киноиндустрия и как следствие, очень герметичное кино, существующее по собственным законам вне европейского контекста. Это не хорошо и не плохо — просто констатация факта. В большинстве своем режиссеры совсем не знают современные кино и не очень хотят узнавать. Во всяком случае, до недавнего времени это было именно так – кажется, благодаря некоторым независимым киношколам и мастерам, сейчас эта ситуация меняется. В общем, все очень интересно.
Сколько работ в итоге попадет в конкурс Телемании?
– Мы ожидаем несколько сотен заявок на отбор — это совсем неплохо. Из этих работ будет сформирован список номинантов по 14 категориям, победителей в которых определит жюри. Самые яркие работы — победителей и не только — покажем несколькими блоками на большом экране в рамках фестиваля. Должна получиться гремучая смесь из роликов, клипов, нью-медиа, игровых и документальных короткометражек.
Показать это все вместе на большом экране — это очень интересная идея и в каком-то смысле эксперимент. Самим интересно, что получится в результате. Надеемся устроить такой ударный уик-энд.