5 документальных фильмов о рэперах
21 ноября в прокат выходит «Lil Peep: Все для всех», документальный фильм о Густаве Элайдже Аре – американском эмо-рэпере, скончавшемся в возрасте 21 года в 2017 году от передозировки наркотиков. Вне зависимости от того, как вы относитесь к его творчеству, для поколения современной молодежи он был кумиром уровня Курта Кобейна (в том числе из-за внезапной смерти в столь раннем возрасте). Time Out вспоминает еще пять выдающихся документальных фильмов о рэп-иконах.
Биты, рифмы и жизнь (Beats, Rhymes & Life: The Travels of a Tribe Called Quest, 2011, реж. Майкл Раппапорт)
A Tribe Called Quest – культовая группа, создавшая хитовые песни «Bonita Applebum» и «Can I kick it», ныне распавшаяся. В ее состав входили Q-Tip (ныне – один из авторитетнейших продюсеров в музыке вообще), диджей Али Шахид Мухаммед (один из создателей саундтрека к сериалу «Люк Кейдж») и почивший ныне Phife Dawg. Его смерть и стала одной из причин окончательного развала коллектива: близкий к хип-хоп тусовке популярный актер Майкл Раппапорт попытался разобраться в феномене группы, участники которой привнесли в жанр оптимистичное начало и способствовали популяризации хип-хопа.
Картер (Carter, 2009, реж. Адам Бала Лоу)
Лоу – документалист, который обожает снимать кинопортреты разнообразных бунтарей: например, фильм «Радикалы XXI века» рассказывает о Коди Уилсоне, который в 2013 году разработал «рецепт» распечатки пистолета на 3D-принтере и был подвергнут преследованиям со стороны ФБР. «Картер» посвящен фигуре Lil Wayne – одного из лучших рэперов современности, который способствовал тому, чтобы хип-хоп превратился в популярную музыку и стал достоянием масс. Лоу вглядывается в фигуру Дуэйна Майкла-Картера, бахвалистого, похожего на попугая (в том числе и своим специфическим крикливым голосом) растатуированного парня, который стал кумиром миллионов и открыл миру таких звезд, как Дрэйк и Ники Минаж.
Тупак: Воскресшение (Tupac: Resurrection, 2003, реж. Лорэн Лэйзин)
Про фигуру Тупака Шакура, выступавшего под псевдонимом 2Pac, сейчас уже знают многие, но именно этот фильм стал первой попыткой осмыслить творчество рэпера, жизнь которого в 1996 году оборвала пуля в ходе так называемой «войны побережий США». Режиссер восстанавливает жизнь музыканта по хроникальным кадрам и интервью с рэпером, записям с концертов, кусочкам домашнего видео и интервью с друзьями артиста, пытаясь разобраться, что же сделало Тупака Шакура таким великим.
Пожалуй, лучший фильм о великом хип-хоп-исполнителе: в нем практически отсутствует авторская интонация, он по-своему беспристрастен и опирается только на факты, что делает его достаточно объективным. В отличие от, например, художественного фильма «All Eyez on me», который оперировал тщательно отобранными штампами о рэпере, делая его фигуру плоской и однозначной.
Time is Illmatic (2014, реж. One9)
Премьера фильма о Назире Джонсе, известном как рэпер Nas, состоялась на кинофестивале независимого кино «Трайбека», основанном Робертом Де Ниро. Это значимое событие для американских кинематографистов: фестиваль иногда называют вторым «Сандэнсом». И это действительно показатель: фильм открыл киносмотр, что было своего рода признанием заслуг Джонса, который также известен, как бизнесмен, продюсер и филантроп, и сейчас является одним из наиболее авторитетных музыкантов в мире. Название отсылает к дебютному альбому Наса Illmatic, считающемся абсолютной классикой хип-хопа, а его хозяин в фильме показан незыблемой колонной, близкой, тем не менее, к «своим братьям» – темнокожим людям из Куинса, которым и посвящены большинство песен музыканта. Фильм, как и музыка Nas – это настоящая Большая поэзия.
Внутренний реп (2016, реж. Маргарита Захарова)
Евгений Алехин – культовая фигура русского андеграунда: в первую очередь он известен как солист альтернативной хип-хоп группы «Макулатура». О взаимоотношениях между ее участниками (второй – Константин Сперанский) и рассказывает фильм. Женя и Костя – люди творческие (кроме музыки, оба занимаются писательством и издательством, а Алехин также получил главную роль в хорроре «Черная вода» Романа Каримова), именно они стали голосом свободолюбивых миллениалов, и по ходу действия фильма между ними возникает идейный конфликт. В этой ссоре двух закадычных друзей, как и в их музыке, раскрывается портрет целого поколения находящейся на грани молодежи конца 1980-х – начала 1990-х годов, готовой бороться за свое мнение с пеной у рта – даже если при этом придется пойти против всего, в том числе и того, что тебе дорого. И это не беспричинный бунт ради бунта, как провокативное творчество Славы КПСС, а осознанная позиция двух думающих людей.