Рецензия на фильм «Аббатство Даунтон»
Один росчерк пера – и целое поместье на две недели забудет о том, что такое покой и сон. Еще бы! – их королевские величества, Георг V с супругой, изъявили желание посетить скромное родовое гнездо семейства Кроули и собираются не просто отобедать в кругу своих верноподданных, но и переночевать под их крышей. А это значит, что слугам предстоит вернуть былое величие стареющему замку: согнать с портьер вековую пыль, до блеска отполировать фамильное серебро. Впрочем, вся эта кутерьма аббатству Даунтон только в радость: для каждого слуги и аристократа возможность прислужить королю – пик карьеры. Поэтому даже хозяин лавчонки, поставляющий в поместье провизию, готов рыдать в три ручья от счастья при одной мысли о том, что его петрушке выпала честь лежать на монаршем столе…
Фильм «Аббатство Даунтон», снятый вдогонку одноименному сериалу, —проект симпатичный, но в то же время специфический донельзя. В США его сборы удивили даже самих создателей: никто не ждал, что это чисто британское удовольствие соберет за первую неделю проката $31 миллион и займет верхнюю строчку бокс-офиса. Тем не менее перспективы «Аббатства» на наших просторах выглядят довольно туманно – не менее туманно, чем сам далекий от нас Альбион. И основных причин две.
Во-первых, полнометражный сиквел одного из самых раскрученных британских сериалов — это все-таки «вечеринка для своих», и людей с улицы в стены выдуманного Йоркширского поместья никто, конечно, не приглашал. «Аббатство Даунтон», стартовавшее в марте 2010-го — это сложнейший многоуровневый ансамблевый сериал с большим количеством персонажей и сюжетных линий, которые за шесть сезонов сплелись в огромную паутину. И объяснить за время экспозиции чужаку, сериал не смотревшему, кто все эти люди и за что их нужно любить —задача в принципе невыполнимая. Поэтому бессменный сценарист и создатель проекта Джулиан Феллоуз ограничился лишь самыми необходимыми вводными данными, а в остальном пустил дело на самотек. В итоге вникнуть в суть семейных интриг «чужаку» сложнее, чем Золушке попасть на вожделенный бал — никакая фея в данном случае не поможет.
Во-вторых, синопсис фильма сильно лукавит. В нем есть совершенно непрозрачный намек на предстоящее покушение на короля, и мы, естественно, настраиваемся на некое подобие детективной волны. Однако пистолет убийцы мелькает только на пятидесятой минуте и уже секунд через тридцать эта интрига бесследно рассасывается, как будто ее и не было. А главные сюжетные конфликты находятся в совершенно другой плоскости: например, слуги аббатства не могут смириться с тем, что их не допускают к обслуживанию короля (по протоколу, королевская чета возит свой собственный персонал). Поэтому горничные и лакеи устраивают подобие заговора и, как граждане свободной страны, активно борются за право подавать суп Его Величеству. Согласитесь, мелковата интрига для детектива.
Тем не менее подлинные фанаты сериала эти проблемы вряд ли заметят. Они счастливы только оттого, что на экране снова небесная улыбка и безупречно прямая спина красавицы Мэри (Мишель Докери), что графиня Грэнтэм (Мэгги Смит) опять увлеченно плетет интриги, а слегка постаревший Чарльз Карсон (Джим Картер) вернулся к своим обязанностям дворецкого. К тому же режиссер Брайан Персивал, начинавший работать над полным метром, и Майкл Энглер, сменивший его на этом посту, сделали без исключения все, чтобы сохранить верность стилистике сериала. Так, начальная сцена фильма (получение письма из королевского замка) очень близко цитирует самую первую сцену первого эпизода (получение телеграммы о гибели «Титаника») — и знатоки «Даунтона» не смогут этого не заметить.
А вот чудеса верноподданичества, которые всегда были свойственны героям «Аббатства», никогда раньше не достигали таких высот. На дворе 1927-ой год, но слуги замка до сих пор не знают высшей радости, кроме как застилать постели своих господ и выносить за ними ночные горшки. Господа при этом уверены, что цель их жизни – сохранение собственности и подача примера «простому народу», ибо именно для этого они и родились. Ну а приезд монаршей особы – венец существования для всех. При этом король и королева, естественно, безупречны, и напоминают сошедших с икон святых, а не живых людей из плоти и крови.
Правда, про главные темы сериала полный метр тоже не забывает: тут и проблема нетрадиционной ориентации (бедолага Томас, наконец, найдет свое счастье), и проблема классового неравенства, положение женщины в обществе, независимость Ирландии и так далее. Так что все условия «договора» с преданными фантами соблюдены, и они, скорее всего, фильм примут. Тем более, что это наверняка наша последняя встреча с аристократической сказкой о «старой–доброй Англии», после которой семейство Кроули и их верные слуги исчезнут в тумане истории навсегда.