Рецензия на фильм «Давай разведемся!»
Все смешалось в доме Маши и Миши. Еще вчера они были идеальной семьей: Маша сутками пахала на трех работах (акушеры-гинекологи всегда нужны), оплачивала ипотеку, кредиты, детский сад для детей… Миша нянчился с малышами, варил им кашку, читал сказочки на ночь. Но вдруг выяснилось, что есть еще один человек, готовый слушать Мишины ночные сказки. В Машиного благоверного влюбилась тренер по фитнесу – очень горячая штучка. И при первой же возможности Миша заявил жене: «Я устал, я ухожу», сложил носки в чемодан и исчез в ночи. И теперь Маше срочно нужно что-то сделать, чтобы его вернуть. Впрочем, стоит ли возвращать?
Вряд ли большинство из вас сходу вспомнит, кто такая Анна Пармас. А вот на вопрос «кто такой прапорщик Задов?» все наверняка ответят легко. Тем не менее, своим рождением этот гротесковый солдафон, превративший Дмитрия Нагиева в звезду первой величины, обязан как раз Анне Пармас: в 1995-м году именно она вместе с мужем Андреем Балашовым запустила фрик-шоу «Полный модерн». Чуть позднее появились его сиквелы «Осторожно, модерн» и «Осторожно, Задов», программа «Однажды вечером» и много чего еще. А в 2007-м Анна познакомилась с Авдотьей Смирновой: вдвоем они написали сценарии к фильмам «Два дня», «Кококо» и «История одного назначения» (последний, кстати, получил в 2018 году на «Кинотавре» приз за лучший сценарий, да и другие их проекты не остались без наград и без внимания прессы). А четыре года назад интернет начали взрывать новые клипы Сергея Шнурова, которые в прямом смысле слова и не клипы вовсе. «Экспонат», «Экстаз», «Кабриолет» – музыкальные фильмы-коротыши, крохотные хулиганские пародии на гламур и дольче виту по-русски – это как раз дело рук Анны Пармас.
С таким анамнезом дебют в полнометражном кино был лишь делом времени. И вот время пришло: Анна Пармас сняла очень живую и забористую комедию о женщине, внезапно оставшейся без мужа с двумя детьми, зато в тесных объятиях ипотеки и собственного чувства вины. И теперь ей приходится не только штопать маленькое прохудившееся счастье, но и бороться с устойчивым штампом «мужик сбежал – сама виновата». Штамп этот, кстати, оказывается невероятно силен не только в Машиной голове, но и в головах ее близких: например, мать страдалицы (Надежда Маркина) устраивает ей выволочку за то, что та «обленилась в постели и вообще на пороге должна была лечь, дабы диванный супруг так и остался лежать на диване». Знакомая картина, не так ли?
Но Анна Пармас не была бы Анной Пармас, если бы просто сняла симпатичную народную комедию с узнаваемыми ситуациями, к которым приставлено увеличительное стекло и добавлены гэги. Не зря ведь журналисты уже прикрепили к «Давай разведемся!» ярлычок «антиромком» или даже «ромком революционный». И не зря кое-кто обвинял режиссера на пресс-коференции «Кинотавра», что она лишила свою героиню права на счастье, отказавшись от хэппи-энда. Это, кстати, абсолютно не так: фильм финиширует на максимально счастливой ноте, когда Маша в прямом смысле слова буквально купается в счастье. Но доля революционности в проекте действительно есть: «Давай разведемся!» в какой-то момент начинает грести против течения – и приводит нас не к тому выводу, к которому нас приучили стандартные ромкомы и мелодрамы.
Вывод этот можно сформулировать примерно так: мы все с детства приучены, что для женщины нет ничего главнее семьи, какой бы хлипкой и странной она ни была. И что «женское счастье – был бы милый рядом». Но Анна Пармас вдруг говорит о том, что счастье возможно, даже если милый твой далеко. И что не так страшен развод, как его малюют. И что жизнь после развода все-таки продолжается. И что если женщина находится в гармонии с самой собой и со своими детьми, то она может быть счастлива, даже если она одна.
Именно этот вердикт – очень жизненный и очень актуальный – и выводит «Давай разведемся!» за рамки просто шебутной и симпатичной комедии. Тем не менее по форме и по подаче материала это стопроцентный зрительский хит, где нельзя не смеяться над чудачествами персонажей и невозможно не плакать вместе с ними, когда они натыкаются на очередное препятствие. Пармас удается почти невозможное: она рисует своих персонажей яркими мазками, не боясь «троллить» их при каждом удобном случае. По сути, перед нами традиционные маски-архетипы: муж – увалень и недотепа, жена – замотавшаяся бабенка, разлучница – длинноногая блондинка-зажигалка. Тем не менее все эти персонажи очень быстро становятся родными: авторская ирония в данном случае замешана на искренней влюбленности в героев, поэтому ядреный сарказм клипов Сергея Шнурова уступает место мягкой усмешке – и троллинг получается очень добрым, почти любовным.
Возможно, именно поэтому успех фильма на «Кинотавре» был абсолютным. «Давай разведемся!» приняли и зрители (вручившие картине приз зрительских симпатий), и кинокритики, и жюри (у проекта награды в номинациях «Лучший дебют» и «Лучший сценарий»). Отдельное спасибо нужно сказать и актерам: Антону Филиппенко (Миша), очень органичному и одаренному комику, и невероятной Анне Михалковой (Маша), трогательной и стойкой одновременно, сыгравшей здесь одну из лучших ролей.