Передвижники, айфоны и секретики: 7 новых выставок декабря
Москва прощается с нынешним годом рядом занятных выставок. В ММОМА покажут работы чуть ли не всех главных современных российских художников из коллекции Дмитрия Волкова. «Гараж» проведет ревизию секретов советского андерграунда. А Пушкинский музей привозит классика британской живописи Томаса Гейнсборо. Об этих и других проектах — в ежемесячном обзоре Time Out.
Томас Гейнсборо
Где: Пушкинский музей
Когда: 3 декабря 2019 —1 марта 2020
Пушкинский музей решил проститься с десятилетием выставкой одного из главных английских живописцев — Томаса Гейнсборо. В XVIII веке этот художник восстал против царившего тогда торжественно-парадного стиля и, под впечатлением от работ старых мастеров и французского искусства, переосмыслил британскую живопись. Гейнсборо не боялся экспериментировать. Например, его раннее творчество характеризуется так называемыми «разговорными портретами» — художник изображал портретируемых на фоне ландшафта, что позволило ему объединить на одном полотне портретный и пейзажный жанры. На московскую выставку привезут около сотни работ из лондонской Национальной галереи, Музея Виктории и Альберта, Галерея Тейт и других музеев. Среди главных экспонатов — «Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом», последний крупный пейзаж Гейнсборо «Рыночная повозка», а также почти не выезжающие за британскую границу пейзажи на стекле.
This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова
Где: Московский музей современного искусства
Когда: 28 ноября 2019 —26 января 2020
Тимофей Радя. Я бы обнял тебя, но я просто текст
ММОМА и фонд SDV Arts&Science открывают выставку современного искусства из собрания Дмитрия Волкова. Вкус коллекционера довольно эклектичен: нас ждут работы Андрея Бартенева, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Константина Звездочетова, Ирины Кориной, Олега Кулика, ::vtol::, Павла Пепперштейна, Виктора Пивоварова и многих других художников. Неожиданным образом, их соседями по выставке станут Декарт, Кант и Гегель — организаторы решили соединить современное искусство с философией и показать редкие издания философских трактатов, тоже из коллекции Волкова. Не заблудиться во всем этом разнообразии поможет аудиоэкскурсия, говорящая голосами художников, куратора и самого коллекционера.
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова
Когда: 27 ноября 2019 —16 февраля 2020
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова Артефакты. Из цикла «Аппликации». 1993
Этой зимой в МАММ показывают классика современного российского искусства — Франциско Инфанте. Его абстрактные работы подорвали в 1960-х устоявшиеся соцреалистические каноны советского искусства, в некотором смысле воскресили заветы советского авангарда и вступили с ними в полемику. Например, работа 1963-го года «Реконструкция звездного неба» изображает небосклон со звездами в виде супрематических фигур Казимира Малевича. Инфанте взял на вооружение визуальную составляющую авангарда, чтобы раскритиковать философскую — художник развенчал миф о всесилии человека и его способности изменить все, включая природу. Инфанте и его напарница Нонна Горюнова вот уже сорок лет размышляют о взаимоотношении природного и искусственного — на тему, как никогда актуальную во времена глобального потепления и Греты Тунберг.
In Between the Ends of a Rainbow
Где: Центр фотографии имени братьев Люмьер
Когда: 28 ноября 2019 —15 декабря 2019
Новая выставка в Центре братьев Люмьер посвящена сразу двум интересным явлениям. С одной стороны — современной фотографии Финляндии. С другой — движению за равноправное родительство, в рамках которого, среди прочего, на Западе идет борьба за предоставление отцам права на отпуск по уходу за детьми. Три финских фотографа Йоханнес Ромппанен, Аки-Пекки Синикоски и Юусо Вестерлунд исследуют тему отцовства в своих работах. Проект Вестерлунда — история взросления двух сыновей. Синикоски иллюстрирует серией фотографий борьбу дочери с детскими страхами. А Ромппанен, чья дочь живет с тяжелой болезнью, стремится показать с помощью фотографии, что «жизнь с реанимациями и врачами может быть обычной повседневной жизнью».
8 секунд. Эффект клипового сознания
Где: ЦСИ Винзавод, Цех Красного
Когда: 28 ноября 2019 — 8 января 2020
Винзавод и проект re:Store Digital Art открывают уже четвертую выставку на стыке пиара и благих намерений — все работы, которые мы найдем в Цехе Красного, сделаны с помощью айфонов. Но это не самое занятное — на этот раз организаторы решили исследовать феномен так называемого «клипового сознания». Некоторые исследования показывают, что современный человек способен без проблем концентрировать внимание на чем-либо лишь в течение восьми секунд. Этой теме посвящены три фильма режиссера Дмитрия Рябикова с участием актеров Мастерской Петра Фоменко и БДТ, а также работы немецкого фотохудожника Гулливера Тайса, известного съемками для National Geographic. А «саундтрек» к выставке написал композитор Кирилл Рихтер, одна из главных звезд российской неоклассики.
Неизвестные передвижники. Рисунок второй половины XIX века
Когда: 29 ноября 2019 — 17 мая 2020
В. И. Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1885. Эскиз одноименной картины
Передвижники — одни из самых известных представителей российского искусства. Даже ни разу не бывавшие в музее граждане знакомы с Репиным, Суриковым или Шишкиным как минимум благодаря вкладышам с репродукциями их шедевров, украшающим учебники по русскому языку и истории. Третьяковка решила показать работы передвижников, не удостоившиеся чести стать предметом школьного сочинения: неизвестные акварели, подготовительные работы к полотнам, а также авторские копии произведений, служившие как для репродукции в каталогах и журналах, так и для частных собраний, которым не посчастливилось разжиться оригиналом.
Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985
Где: Музей «Гараж»
Когда: 11 декабря 2019 — 24 мая 2020
За таинственным названием новой выставки «Гаража» кроется детская забава советских времен: дети собирали ценные мелочи под стеклом, закапывали и показывали их лишь избранному кругу друзей, а «вражеские» шайки стремились разорить эти коллекции. Вокруг метафоры хрупкого тайного знания организаторы и выстраивают экспозицию, посвященную советскому андерграунду. Неподцензурным художникам, литераторам и мыслителям приходилось изобретать собственные каналы связи. Самиздат и выставки-квартирники — лишь самые известные из них.
«Гараж» решил продемонстрировать, какие формы обретала «забота о себе» в художественных кругах, и поразмышлять о противоречиях эпохи. Последние наглядно проиллюстрирует инсталляция Яна Гинзбурга «Комната гениев» — своеобразная доска почета, с одной стороны собравшая портреты официально признанных мыслителей и политиков СССР, а с обратной стороны — фотографии людей с мимическими расстройствами, сделанными психиатром Лазарем Сухаребским в 1960 — 1970-е годы.