Рецензия на фильм «Достать ножи»
Вечеринка в семействе Тромби явно не удалась. Члены этого досточтимого клана съехались на юбилей своего патриарха – Харлана Тромби (Кристофер Пламмер), сколотившего состояние на детективных романах. Но что-то пошло не так – и утром почтенного писателя нашли уже порядком остывшим: он якобы сам себе перерезал горло, причем дверь в его комнату, разумеется, была заперта изнутри. «Типичное самоубийство», – решили приехавшие детективы, однако проформы ради устроили пафосный допрос всем членом семьи. И тут выяснилось, что у всех Тромби хроническая аллергия на правду: каждый из них врет и о своих отношениях с убиенным, и о том, как он провел тот злополучный вечер. Не может соврать только молоденькая сиделка Марта, приехавшая из Уругвая (Анна Де Армас): ее буквально выворачивает наизнанку даже при самом невинном вранье…
Первый раз о своих планах взяться за детектив а-ля Агата Кристи (и перетряхнуть этот поросший мхом жанр) Райан Джонсон заговорил еще лет десять назад. Но тогда он вплотную занимался «Петлей времени» (2012), а потом пришла пора «Последних джедаев» (как мы помним, режиссер снял восьмой эпизод «Звездных войн»). Но вот, наконец, прочие проекты Джонсона отпустили – и он ушел в отрыв, взявшись за детективную историю своей мечты.
Зарубежные СМИ, как правило, презентуют «Достать ножи» как немного модифицированный классический whodunit («кто убийца»), в который щедро плеснули комических элементов. Это не совсем так: в игру «угадай преступника» фильм играет лишь первые тридцать минут, а затем Райан Джонсон резко меняет правила. Он будто бы кидает карты на стол и превращает нас в свидетелей «убийственной» вечеринки: мы видим не только подноготную вранья главных героев, но и смертоносную «поножовщину» во всех подробностях. После этого начинается совсем другая игра: неуклюжая жертва пытается обдурить не менее неуклюжую звезду частного сыска (Дэниэл Крэйг), и мы уже ломаем голову над тем, чья же наивность окажется более результативной.
Потом будет еще несколько крутых поворотов (детективная линия в фильме вообще щедра на сюрпризы), но дело даже не в них. Джонсон пускается во все тяжкие, добродушно издеваясь над жанром и щедро раздавая оплеухи сарказма зарвавшимся персонажам. Достается всем: и «пассивному обозревателю истины» – местному чванливому Пуаро, который не в состоянии заметить улику, которая в буквальном смысле сваливается ему на голову (Дэниэл Крэйг), и снобам-наследникам, среди которых старшая дочь покойного, циничная бизнесвумен на пенсии (Джейми Ли Кертис), его вдовствующая невестка с замашками престарелой секс-дивы (Тони Колет) и напыщенный сынок-инфантил (Майкл Шеннон). Не остается без внимания и молодая поросль: внучка, постигающая в колледже основы феминизма на дедовы деньги (Кэтрин Лэнгфорд), и ее двоюродный братец – прыщавый подросток, мечтающий о карьере профессионального интернет-тролля.
Но особо ощутимый саркастический пинок получает от автора старший внук Харлана – красавец-ловелас Рэнсом, изгой семьи и воинствующий мерзавец. Кстати, особая прелесть этого персонажа в том, что играет его сам Капитан Америка (Крис Эванс) – визуализированный символ американской мощи и благополучия. И играет, между прочим, отлично: роль подлеца Эвансу очень к лицу, в ней он смотрится гораздо убедительнее, чем в костюме супергероя.
Таким образом в рамках почти классического детектива Райан Джонсон умудряется протроллить сразу несколько поколений американцев, превращая семейный клан Тромби в своего рода мини-Америку и устраивая настоящий парад неприкрытого снобизма и чванства, «родовых» амбиций и глупости. Финал же и вовсе можно расшифровать как шуточный приговор: родовое гнездо опустеет, а победитель останется пировать на балконе, сживая в руках фамильную кружку с надписью «Мой дом, мои правила, мой кофе».