Рецензия на фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»
1949-ый год. На футбольном поле тренируется команда «Динамо», в воротах стоит легендарный Тигр – Алексей Хомич (Алексей Кравченко). А за его спиной, пытаясь повторить все движенья великого вратаря, прыгает тенью нелепая долговязая фигура. Это Лев Яшин, голкипер дублирующего состава, готовый тренироваться сутками. Правда, кое-кто из команды над парнем не против позубоскалить, но пройдет несколько лет – и Яшин вначале заменит Хомича, потом станет вратарем сборной, а затем эксперты FIFA назовут его лучшим голкипером мира за всю историю спорта...
Фильм Василия Чигинского «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» – это проект сложной судьбы. Работа над ним началась по рекомендации сверху: в правительство с соответствующим поручением обратился Владимир Путин. Потом была создана рабочая группа, во главе которой встал Сергей Степашин, а Министерство Культуры выделило на картину 60 миллионов рублей на безвозвратной основе. Поддержали инициативу и родственники Льва Ивановича: на всех этапах процесса с группой сотрудничала вдова Яшина Валентина Тимофеевна, которая лично редактировала сценарий и участвовала в утверждении актера Александра Фокина на главную роль. Также в качестве дублера и консультанта на картине работал Василий Фролов – внук великого вратаря, сам бывший голкипер.
Тем не менее производственный процесс явно затянулся: закончить «Яшина» долго не удавалось, хотя сценарий был готов еще в 2013-м (кстати, работал над ним Владимир Валуйский – автор знаменитой серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне). Дошло до того, что Владимир Мединский пригрозил продюсерам проекта судом и штрафом в несколько миллионов за срыв всех сроков. Однако конфликт удалось замять, а создатели сослались на проблемы финансового порядка и на масштабность съемок.
Но вот фильм наконец-то добрался до нашего проката – и стало очевидно, что сенсации в духе «Движения вверх» от него ждать не приходится. Вместо живой истории о неординарном человеке у авторов получилось нечто вроде юбилейной торжественной речи – такие можно услышать на официальных приемах, когда «дорогому юбиляру» собираются вручить правительственную награду в присутствии государственных чиновников высшего ранга. Сам же Яшин больше похож на ходячий монумент, до блеска отдраенный и безупречный, а не на человека из плоти и крови.
В этой ситуации до слез жалко актеров. Невероятно обаятельный Александр Фокин – дебютант в мире большого кино – вынужден играть какого-то ласково улыбающегося полубога, а Юлия Хлынина в роли жены Яшина пытается превратиться в лучезарного ангела, выпорхнувшего из слезоточивых дневных мелодрам телеканала России: вот ее героиня томно смущается, изображая романтически надломленную натуру, а вот стоически драит подъезд, исписанный проклятиями в адрес вратаря, пропустившего мяч – по мнению создателей фильма, именно так выглядит готовность верной супруги разделить с любимым все тяготы бытия. К счастью, другим актерам повезло чуть больше: задачи играть небожителей перед ними никто не ставил, поэтому, к примеру, персонажи Алексея Кравченко (Хомич) и Алексея Гуськова (тренер Михаил Якушин) получились гораздо более разноплановыми, и, как следствие, убедительными.
При этом создатели фильма постоянно повторяют во всех интервью, что им хотелось сделать «душевное кино», а не вешать на стену парадный портрет в золоченой оправе. Что ж, пресловутая душевность патокой сочится с экрана, и в ней тонет даже то живое, что еще можно было хоть как-то спасти. Собственно, от душевности некуда спрятаться даже в проходных эпизодах: большая часть кадров заромантизированна до изжоги.
Не все гладко у фильма и с технической точки зрения: например, в сценах матчей трибуны на стадионах «заполняли» зрителями с помощью компьютерной графики, которая сделана из рук вон плохо – разница между передним и задним планами просто недопустимая. Да и сценарные проблемы время от времени дают о себе знать: некоторые эпизоды связаны между собой довольно формально, так что фильм напоминает иллюстрированную энциклопедию о жизни Льва Яшина, из которой зачем-то вырвали слишком много страниц.
Таким образом создатели «Льва Яшина» пропускают даже те голы, отбивать которые были обязаны. Впрочем, что же ожидать от фильма, который почти с первых кадров превращается в помпезный музей одной восковой фигуры – ведь восковые фигуры, какими бы прекрасными они не казались, играть в футбол пока не умеют.