Киргизский Лермонтов и русский «Гамлет»: 8 спектаклей декабря
Спектакль в ирландском пабе, русско-киргизская версия «Демона», неожиданный «Гамлет» в театре «Человек», первая частная московская опера и многое другое в обзоре театральных премьер от Time Out.
«Палачи»
Где: паб-театр Abbey Players
Когда: 4, 10, 19 декабря
Новая театральная точка на карте Москвы появилась там, где не ждали, — в недавно отреставрированном неоготическом особняке на Новом Арбате открылся театральный паб Abbey Players, вдохновленный дублинским театром Abbey. Более удачного выбора для первой премьеры, чем «Палачи» ирландского драматурга и режиссера Мартина Макдонаха, придумать было невозможно: ее главный герой и бывший палач Гарри как раз открывает собственный паб. Режиссер Илья Леонов переписал пьесу в соответствии с сегодняшними реалиями, но сохранил свойственный оригиналу черный юмор и сатиру. Приятный бонус — в стоимость билета заложен бокал пива перед спектаклем.
«Шествие»
Где: Студия театрального искусства
Когда: 7, 17 декабря
© Александр Иванишин
«Шествие», поставленное Верой Камышниковой, преподавателем Мастерской Сергея Женовача в ГИТИСЕ, наконец входит в репертуар СТИ на полных правах — раньше играли нерегулярно и только по записи. Впрочем, сейчас билеты все равно нужно ловить на старте, ведь формат постановки — променад по камерному пространству театра: от гардероба через фойе к лестнице, ведущей в зрительный зал. Раннюю поэму Бродского в 42 главах-сценах разыгрывает чуть ли не половина труппы, примеряя на себя поэтические образы-маски: от Поэта и Музы до Дон Кихота, Гамлета и Князя Мышкина.
«Демон»
Где: Центр драматургии и режиссуры на Соколе
Когда: 6, 7 декабря
© Пресс-служба Театра ЦДР
Вслед за сентябрьскими гастролями узбекского «Ильхома» в ЦДР принимают театр из соседней Киргизии — Русский театр драмы им. Чингиза Айтматова с еще одним саундрамовским спектаклем Владимира Панкова. Совместив сразу два лермонтовских шедевра — «Демона» и «Героя нашего времени», — режиссер обнаружил в них неожиданные переклички, от сюжета и характеров до почти совпадающих строчек. Но удивляет постановка не только этим: перенесение героев с Кавказа в Среднюю Азию, вплетение в спектакль киргизской музыки и фольклора только высветило авторскую оппозицию Востока и Запада. Получилось поразительной красоты символико-мифологическое действие, разворачивающееся одновременно на двух языках.
«Шутники»
Где: Сатирикон
Когда: 27 декабря
© Александр Иванишин
Летний конфликт в ярославском Театре им. Федора Волкова, закончившийся уходом Евгения Марчелли с поста худрука, имеет всего одну положительную сторону — москвичи теперь увидят больше премьер талантливого режиссера на сценах столичных театров. Первой из них станет постановка редкой пьесы Александра Островского «Шутники», в которую Марчелли поместил героев и других произведений драматурга: «Бесприданницы», «Грозы», «Леса» и «Снегурочки». Главную роль небогатого помещика, пытающегося выдать дочерей замуж, сыграет Константин Райкин — и, кажется, он здесь сможет развернуться во всю, ведь его герой привык добиваться желаемого, паясничая и меняя маски.
«Гамлет (Сумарокова)»
Где: Театр «Человек»
Когда: 5, 13, 25 декабря
Репетиции спектакля «Гамлет (Сумарокова)»
Из русских пьес XVII века широкому зрителю известен только фонвизинский «Недоросль» — и то только потому, что его читают в школе. Поэтому вытащить на современную сцену трагедию Сумарокова — шаг, заслуживающий внимания хотя бы своей смелостью. Владимир Скворцов взялся за русского «Гамлета», в котором драматург переосмыслил сюжет Шекспира столь вольно, что редкий современный режиссер так осмелился бы. Часть оригинальных персонажей не упоминается вовсе, а действия и характеры оставшихся радикально изменились: Клавдий собирается убить Гертруду и жениться на Офелии, Гамлет мечется между любовью и долгом, а Полоний оказывается убийцей Гамлета-старшего. Так что, если авторам удастся обыграть архаичный классицистский слог, спектакль может стать веселым постмодернистским шабашем.
«Сахарный немец»
Где: МХТ им. А. П. Чехова
Когда: 6, 7, 15 декабря
© Александр Иванишин
Ученик Сергея Женовача Уланбек Баялиев для первого своего спектакля в МХТ выбрал автора, сегодня почти забытого, — писателя и поэта, друга Есенина и Мандельштама, Сергея Клычкова. Под странным названием «Сахарный немец» скрывается история доброго крестьянского юноши по прозвищу Зайчик, которого судьба забросила солдатом на фронт Первой мировой и поставила перед выбором: стать убийцей или сохранить собственную душу. В ужасах войны и мрачной беспросветности тыловой деревенской жизни проступают мифологические и фантастические мотивы — автор считается одним из первых представителей направления «магический реализм», которое прославила проза Габриэля Гасиа Маркеса.
«Иоланта»
Где: Московский оперный дом
Когда: 7, 13, 14 декабря
Успех иммерсивной «Пиковой дамы», первого проекта команды режиссера Александра Легчакова, вдохновил авторов на создание собственного театра — Московского оперного дома с основной площадкой в пространстве TROYKA Multispace. Для открытия была выбрана еще одна опера Петра Чайковского, на этот раз — сказочная «Иоланта», в которой любовь рыцаря исцеляет слепую принцессу. Два зала усадьбы Гончарова-Филиппова превратятся в «сад на краю земли», где одновременно может расположиться всего сто зрителей, — так что это редкая возможность послушать оперу в камерном формате. Кстати, в одном из составов партию Водемона поет Петр Налич.
«Сммщик. Мифы Атлантиды и Гипербореи»
Где: Площадка 8/3
Когда: 1–5 декабря
Проект «Форма Лаб» представляет московскую премьеру спектакля актера и режиссера Донатаса Грудовича про современный мир виртуальной реальности, иллюзий и фейков. Главный герой ростовский сммщик Кеша зарабатывает, притворяясь девушкой в соцсетях и выманивая деньги у поклонников. Параллельно в городе находят артефакты, доказывающие существование доисторических гаджетов. Премьерный спектакль обещают сделать частью одноименного интернет-сериала, так что, возможно, все разгадки этой мокьюментари-истории создатели раскроют только там.