Рецензия на фильм: «Аэронавты»
Лондон, 1862 год. Молодой и амбициозный метеоролог Джеймс Глейшер отправляется в путешествие на воздушном шаре в компании бесстрашной воздухоплавательницы Амелии Рен под одобрительные аплодисменты многотысячной публики. Однако делает он это не ради яркого шоу, а во благо научного прогресса — дремучая британская интеллигенция отказывается верить в то, что погоду можно предсказать. С помощью данных, полученных на рекордной высоте, Глейшер не только сможет обосновать свои гипотезы, но и сделать значительный вклад в развитие метеорологии.
Его компаньонка Рен тем временем пытается перебороть посттравматический стресс, связанный с предыдущим полетом на воздушном шаре, когда возлюбленный супруг был вынужден пожертвовать собой ради ее спасения.
В основе фильма — реальная история, произошедшая 5 сентября 1982 года в Лондоне, когда двое аэронавтов — Джеймс Глейшер и Генри Коксвелл — побили мировой рекорд высоты полета, поднявшись в воздух на 11 887 метров. Однако создатели «Аэронавтов» в попытке угодить целевой аудитории весьма вольно обошлись с этой историей. В первую очередь они заменили одного из мужских персонажей на женский, чтобы каждый из зрителей мог найти образ для самоидентификации. Упрекать за искажение фактов при этом никого не хочется. Амелия Рен — своего рода gender bender — собирательный образ Коксвелла и двух реально существующих женщин, непосредственно связанных с аэронавтикой.
В первую очередь это, конечно же, француженка Софи Бланшар — первая женщина-аэронавт, ставшая известной после смерти своего мужа. Кроме того, частичка личности Рен списана с британской воздухоплавательницы Маргарет Грэм. Манипуляция с гендерами персонажей довольно рискованный шаг, но опыт «Доктора Кто», «8 подруг Оушена» и «Охотниц за привидениями» доказывает, что публика весьма лояльна к подобным преобразованиям.
Фильм о путешествии на воздушном шаре мог бы разгуляться в жанре фэнтези — из «Аэронавтов», наверное, получился бы отличный стимпанк с воздушными пиратами, механизированными драконами и зрелищными битвами на гигантских огненных катапультах. Однако исторический сюжет утягивает не хуже любого корсета — режиссер Том Харпер и сценарист Джек Торн, оказались ограничены сухими и исчерпывающими фактами, которых необходимо придерживаться. Именно по этой причине была сделана вполне логичная ставка на зрелищность — с этим создатели справились, позвав на помощь прекрасного оператора Джорджа Стила, уже успевшего поработать в масштабных исторических проектах («Война и мир», «Острые козырьки»).
Соавтор «Гарри Поттера и проклятого дитя» Джек Торн со своей стороны насытил сценарий многочисленными флешбеками, которые худо-бедно придавали динамику живописному, но весьма унылому полету на воздушном шаре. Харпер же местами даже перестарался, превратив второй акт «Аэронавтов» в сиквел «Вертикального предела» в декорациях XIX века, где Амелия Рен в роли самобытного Рембо пытается спасти Джеймса Глейшера в роли «дамы в беде». Каноны классического байопика слабо монтируются с клишированным голливудским экстримом — из-за этого фильм кажется ужасно неровным и с каждой минутой все сильнее напоминает большой мыльный пузырь, бесконечно далекий от реальной хронологии событий. При таком раскладе и драконы бы были не лишними.