Вечерний репертуар Театра Наталии Сац в декабре
Театр имени Наталии Сац уже давно не только детский. У театра сложился огромный, полноценный и разнообразный вечерний репертуар: «Кармен» Ж. Бизе, «Лисичка. Любовь.» Л. Яначека, «Упражнения и танцы Гвидо» В. Мартынова, «дягилевские» балеты «Русских сезонов», восстановленные совместно с Андрисом Лиепой, одноактные балеты «Шут и Свадебка» на музыку С. Прокофьева и И. Стравинского, – все это спектакли, на которые можно приходить без детей.
Это спектакли про любовь, про страсть, про одиночество, радость, счастье и отчаяние, про всю полноту жизни, какой она явлена в вершинных созданиях мирового оперного и балетного репертуара.
В этом декабре в афише Театра имени Наталии Сац – сразу несколько спектаклей из вечернего репертуара.
«Маскарад»
балет на музыку Арама Хачатуряна
5 декабря
«Маскарад» в Театре имени Наталии Сац по одноименной пьесе Михаила Юрьевича Лермонтова — это спектакль, который изменит ваше представление о балете, настолько обжигающе остро и откровенно рассказана в нем история любви. В постановке Кирилла Симонова артисты танцуют босиком и декламируют тексты Михаила Угарова, а на вас обрушивается музыка Арама Хачатуряна, открывая сердце яркому, ни с чем не сравнимому сопереживанию героям постановки. Эта постановка продолжает цикл спектаклей, принадлежащих в Театре имени Наталии Сац к вечернему, взрослому репертуару, в который так же входят возобновления легендарных хореографических шедевров дягилевских «Русских сезонов» начала ХХ века и оперы «Кармен» и «Иоланта» П.И. Чайковского, «Лисичка. Любовь» Л. Яначека, как и весь барочный репертуар театра. Дирижер — непревзойденная Алевтина Иоффе.
«Альцина»
Старинная опера на музыку Георга Фридриха Генделя
6 декабря
Сегодня Театр Наталии Сац – это настоящий центр барочной и ренессансной оперы в Москве: здесь можно не только услышать старинные оперы, но и увидеть их в полноценном сценическом, а не концертном, воплощении — и не в формате фестивального разового показа, а как репертуарные спектакли, которые регулярно появляются в афише. Это стало возможно благодаря тому, что вот уже десятый сезон театр возглавляет Георгий Исаакян, один из открывателей и пропагандистов опер Ренессанса и Барокко в России, режиссер, который поставил целый ряд старинных партитур «Удивительным образом первые образцы оперы как жанра явились величайшими ее вершинами, которые и четыреста лет назад, и сегодня вызывают восхищение, – говорит Георгий Исаакян. – Почему барокко – это последний великий стиль? Потому что и Ренессанс, и Барокко ощущают некую вертикаль мира. Ренессанс ее ощущает как гармоничную вертикаль, Барокко ощущает ее как несколько миров, расколовшихся и треснувших, но все равно эти миры существуют еще в присутствии небес. Сегодня мы – разорванные существа на брошенной планете, и музыка, музыка Ренессанса и Барокко, является тем, что может сшить эту разорванность».
«Альцина, или Волшебный остров» Георга Фридриха Генделя – одна из прекраснейших опер барокко. Посреди океана скрыт остров волшебницы Альцины. Любого путника, попавшего сюда, она превращает в камни, деревья, животных и цветы. И только рыцарю Руджеро удается избежать этой участи. Великая волшебница влюбляется в него. Покинутая невеста Руджеро Брадаманта бросается на его поиски. Череда любовных наваждений, ревность, обиды, клятвы и прощения – причудливые повороты сюжета разворачиваются на сцене, звучат восхитительной, идеальной музыкой.
«Лебединое озеро»
Легендарный балет на музыку П.И. Чайковского
12 декабря
«Лебединое озеро» Чайковского-Петипа прекрасный пример того, как в классическом балете бьется совершенно живая, важная для каждого зрителя история. История не про заколдованную Принцессу, а про Принца, которого его матушка Королева за кого только ни сватала, а он все ходил и ходил гулять один к далекому зуброшенному озеру, пока не встретил там свою судьбу — Белого Лебедя. Потом налетели злые чары, вмешался в дело Черный Чародей, запутал, закрутил влюбленного принца, показав ему вместо белой невесты — черную обольстительницу. И тот запутался, обознался, ошибся. Но все в этом мире поправимо. Не только на сцене в классическом балете, но и в реальной жизни. Главное услышать себя, признать, что ошибся, и вернуться туда, где осталось твое сердце. Как сделал Принц из «Лебединого озера».
«Золотой петушок»
«Дягилевская» опера-балет на музыку Н.А. Римского-Корсакова
15 декабря
Эффектные декорации Наталии Гончаровой, восстановленные специально для спектакля Театра Наталии Сац, хореография Михаила Фокина, воссозданная Гали Абайдуловым на основе всего лишь 14 минут видео-записи того, легендарного «дягилевского» спектакля, удивительное сочетание оперы, балета и даже концертного шоу — вот что такое «Золотой петушок» на сцене Театра имени Наталии Сац. Этот спектакль, завораживающий своей экстравагантной формой, смелостью режиссерских решений и роскошью декораций, с большим успехом был показан на гастролях Театра Наталии Сац в Париже в 2013 – м году и в Лондоне в 2014 — м.
«Упражнения и танцы Гвидо»
анти-опера Владимира Мартынова
24 декабря
Этот спектакль, который – почти месса в католическом костеле, так красивы в нем хоры, так много в нем почти церковной музыки – идет в Театре Сац в живописном цехе, огромном помещении, где вообще-то расписывают декорации. Они и лежат на полу, ими затянуты огромные пролеты. Стрельчатые окна зала превращены в витражы, сквозь которые бьет солнце. Мостки стали хорами в церкви. За фонарями спрятались химеры. Сама дорога в живописный цех — уже приключение, ведь зрители должны пройти через полутемное гулкое фойе, пустой большой зал, зайти в карман сцены, пробраться по техническому коридору. Все это — в едва освещенном театре, когда даже и говорить можно только шепотом.
Сам спектакль, в основе которого — музыка нашего современника, классика Владимира Мартынова, сделан режиссером Георгием Исаакяном просто и изящно, и речь в нем идет о том, как средневековый монах Гвидо изобрел нотный стан. Но это не важно. Важно — ощущение великой тайны и красоты жизни, преклонение и смирение перед ее неуклонным ходом, восхищение и упоение каждым ее мгновением.