Большая поэзия российского авторского кино: от рока до хип-хопа
Гребенщиков, Цой, Курехин, Агузарова в 90-х. Фейс и Скриптонит — сегодня. 28 ноября в прокат вышел фильм «Большая поэзия», в котором «залетаю в магазин, выпускаю магазин» звучит как манифест эпохи. Time Out сделал подборку российских фильмов, по которым можно проследить, как рок постепенно сменяла хип-хоп культура и как время перемен и эпоха кризиса отразились в киносюжетах.
Асса (1987), режиссер Сергей Соловьев
Веселые ребята — «Здравствуй, мальчик Бананан»; Аквариум — «Иду на ты», «Мочалкин блюз», «Плоскость, «Старик Козлодоев», «Город золотой», «Чудесная страна», «Хочу перемен»
Придуманный мальчик Бананан и его реально существующий кумир Борис Гребенщиков — та авангардистская сила, которая противопоставляет себя беспощадной власти в лице интеллигентного Андрея Крымова. Наивность, молодость и честность против хитрости, связей и образованности. Песни Гребенщикова в «Ассе» — не что иное, как явная и одновременно тонкая, не бьющая в лицо характеристика Бананана, свободного и дерзкого нонконформиста, который до самого конца верит в возможность перемен.
Игла (1988), режиссер Рашид Нугманов
Кино — «Звезда по имени солнце», «Группа крови», «Дина», «Перекати-поле», «Бошетунмай», «Море», «Спартак»
Вслед за «Ассой» на экраны вышла ставшая культовой «Игла» — один из первых российских фильмов, поднимающий, наряду с «Трагедия в стиле рок», тему наркотиков. В главных ролях в единственном полном метре казахского режиссера Нугманова снялись фронтмены групп «Кино» и «Звуки МУ» Виктор Цой и Петр Мамонов.
Фильм-посвящение перестроечной эпохе, фильм о героях этой эпохи — рыцарях (Моро в исполнении Цоя) и бандитах (наркодилер в исполнении Мамонова), об открытом противостоянии добра и зла.
Трагедия в стиле рок (1988), режиссер Савва Кулиш
Александр Цфасман — «Неудачное свидание» и «Вечно»; Гарик Сукачев — «Гады»; Бах — «Фантазия и фуга соль минор»; Аквариум — «Немое кино»; «Сиреневый туман»
Фильм, композитором в котором выступил Сергей Курехин, создатель «Поп-механики», звучит сюрреалистически и дерзко, как и подобает творению авангардиста. Визуальная и музыкальная составляющие этой картины неразрывно связаны, и на их стыке рождается огромная волна смыслов. В абсурдической манере Курехина фильм рассказывает о том, как наркотики затуманивают сознание и заставляют людей подчиняться.
Два капитана 2 (1992), режиссер Сергей Дебижев
И снова на центральных позициях Курехин и Гребенщиков — два актера и два композитора в музыкальном псевдодокументальном постмодернистском фильме. «Два капитана 2» — привет от андеграунда 90-х, и кому как не БГ и Капитану его передавать.
Брат (1997) и Брат 2 (2000), режиссер Алексей Балабанов
Би2 — «Полковник»; Аукцыон — «Дорога»; Агата Кристи — «Секрет»; Земфира — «Искала»; Сплин — «Линия жизни» и «Молоко и мед»; Крематорий — «Катманду»; Смысловые галлюцинации — «Вечно молодой»; Воплi Вiдоплясова — «День нарождения»; Черный обелиск — «Я остаюсь»; Наутилус Помпилиус — «Во время дождя», «Крылья», «Три царя» и другие
Пожалуй, самый главный фильм по части русского рока в саундтреке. Можно сказать, фильм завершает череду громких картин, посвященных перестройке и созданных ее современниками. Потом, конечно, будут снимать кино о 90-х и возвращаться к этой эпохе, но смотреть будут уже с другого ракурса — с позиции наследников. А той открытости, напора и непримиримости, какие были у Соловьева, Балабанова, Нугманова, Кулиша, уже не будет.
72 метра (2004), режиссер Владимир Хотиненко
Децл feat Маруся — «Письмо»
«72 метра» — масштабная мужская картина Хотиненко о трагедии на морском флоте. Децл и Маруся с саундтреком «Письмо» придают монументальной картине ощущение момента — что все это происходит здесь и сейчас. Мальчишеский хип-хоп, на контрасте внедренный в металл и неповоротливость подводной лодки, рождает пост-смысл — как бы ни была сильна броня, лодка неминуемо взорвется. И только человек спасет человека, если подоспеет вовремя.
Бой с тенью (2005), режиссер Алексей Сидоров
Серега — «Король ринга»
Суровому боевику — суровый трек. «Бой с тенью», наверно, самый крутой российский боевик после «Брата» о бандитах, погонях, ограблениях и убийствах. Ради спасения боксера Артема Колчина Вика пойдет на все — под «King ring, king ring, king ring».
Сволочи (2006), режиссер Александр Атанесян
Лигалайз — «Сволочи»
Фильм о сиротах, беспризорниках и малолетних преступниках, которых без их ведома готовили на войну, как пушечное мясо. О них никто не побеспокоится, никто не будет их искать…
К фильму написал одноименный саундтрек Лигалайз, в стихах которого отразилась вся повествовательная линия фильма: «они смотрят волком, готовы прыгнуть сворой, каждый из них — это озлобленная сволочь». Несмотря на то, что трек целиком посвящен подросткам, неминуемо встает вопрос: кто здесь сволочи — беспринципные дети или беспринципные военные?
Конверт (2017), режиссер Владимир Марков
104, Truwer, Скриптонит, Blud — «Нет выбора»
Пожалуй, самая необычная интеграция хип-хопа и кино — фильм ужасов «Конверт», не столько традиционный ужастик, сколько искаженная реальность.
Жуткости «Конверту» помимо нуарного изображения города придает саундтрек: даже название трека «Нет выбора» создает ощущение не потустороннего, а вполне реально существующего зла, и психоделичная манера исполнения только усиливает эффект.
Юморист (2019), режиссер Михаил Идов
Face — «Юморист»
Один из ярких релизов этого года, рассказывающий историю вымышленного популярного советского юмориста Бориса Аркадьева, поднимает вопрос столкновения творческой личности и системы: «пошутил не так, и ты попал в black list».
Кому, как не рэперу Фейсу, отстаивающему в своих треках право на свободу слова, выступить с официальным одноименным саундтреком к фильму. Фигура Фейса здесь больше чем просто музыка: он и есть та творческая личность, показывающая нам, что фактически ничего не изменилось — современные художники по-прежнему хотят свободы, а власть — подчинения.
Большая поэзия (2019), режиссер Александр Лунгин
Face — «Салам»
Фейс звучит и в боевике про двух инкассаторов — Витя и Леха дружат, пишут стихи, переживают экзистенциальный кризис и пытаются справиться с травмами, которые оставила война. Как им найти место в мире, если свободных мест уже нет? «У меня на это есть тысячи причин / Я как минимум устал от картин на наших улицах / Нищета и Фемида-богохульница» — в этой картине жанр боевика переходит на микро-уровень: уже нет масштабных зверств, жестоких убийств и убийц, отчаянной борьбы с врагом, потому что врага уже тоже нет. Остаются человек и его травма, и какой бы выбор он ни совершил — скорее всего, и следа от этого выбора не останется.