Рецензия на фильм «Озеро диких гусей»

Рецензия на фильм «Озеро диких гусей»

Виктория Савина   11 декабря 2019
3 мин
Рецензия на фильм «Озеро диких гусей»

В провинции Хубэй процветает воровство, и особенно распространены угоны мотороллеров. Каждая часть города закреплена за определенными бандами, и время от времени они собираются в местном отеле, владелец которого, зная о деятельности гостей, тем не менее любезно предоставляет им подвал для так называемых переговоров. Только вышедший из тюрьмы криминальный авторитет Чжоу Цзэнун (Ху Гэ) попадает на очередную встречу, на которой для распределения зон влияния решено устроить соревнование – нужно своровать шесть мотоциклов. Но во время «чемпионата» Чжоу по ошибке убивает двух полицейских, приняв их за соперников, — и теперь он вне закона. Коррумпированная полиция мобилизовала все силы, а босс Цзэнуна послал к нему проститутку Лю (Квай Луньмэй), цель которой — не то помочь Чжоу, не то подставить его. Сам же беглец в это время отчаянно пытается выжить и хочет лишь одного — чтобы все деньги достались его жене.

В то время как Мартин Скорсезе снимает «Ирландца», который является своеобразным прощанием с романтикой гангстерской эпохи, окончательно потерявшей популярность за последние двадцать лет, Дяо Инань, судя по всему, только начинает свой путь в этом жанре. Его «Озеро диких гусей» — это рефлексия о тяжелом положении людей в современном Китае и одновременно поэтичная баллада о его преступном мире. Эту тему режиссер развивал еще в предыдущей урбанистической картине «Черный уголь, тонкий лед», однако сейчас Инань делает акцент не на содержание, а на форму, погружая зрителя в немногословный кроваво-неоновый мир в духе датского режиссера Николаса Рефна («Неоновый демон», «Только Бог простит»), который заставляет балансировать на грани между сном и реальностью. 

Неонуарный детектив в полную мощь демонстрирует умение режиссера работать со светом и выстраивать сложные мизансцены. При помощи оператора Дуна Цзиньсуна и монтажеров Куна Цзиньлэя и Маттье Лакло («Натюрморт», «Сити 24», «Пепел – самый чистый белый») в «Озере» созданы невероятные эпизоды с игрой теней в неуютных подворотнях и кровавыми драками, о которых мог бы грезить сам Тарантино. Не зря большинство событий протекает ночью —это дает полную свободу в работе с тонами и светом и создает еще большее ощущение иллюзии происходящего. Визуальный ряд дополняет играющая на каждой нервной клетке струнная мелодия, лишь изредка прерываемая тишиной, звуком дождя и настольгическими песнями Boney M. 

Ощущение реальности возвращается лишь изредка, когда ночь на непродолжительное время переходит в день, что заставляет очнуться ото сна и будто выталкивает из мира иллюзий в будничную действительность. Это состояние метафорически и при это наглядно передает кадр, где героиня Лю проходит на фоне вывески с глянцевым мегаполисом, после чего за ней в одночасье всплывает грязь и серость родного города – грезы о нереализовавшихся мечтах и лучшей доле. Все это очень поэтично, но фильм снят по реальным событиям: в 2012 году в Ухане и вправду орудовали преступники на мотороллерах, а в 2014-2015 годах в городах Гуандун, Куньмин, Гуанчжоу и Хубей были арестованы целые банды мотоциклистов, нападавших на людей. В этой связи понятно, что Инаню не чужд суровый реализм — люди выживают как могут, а коррумпированные полицейские занимаются своей работой, только когда убили кого-то из своих. 

«Озеро диких гусей» — личная драма человека, который в последний момент своей жизни решил сделать что-то хорошее, и одновременно реалистичная баллада об устоях криминального мира. Вместе с этим над фильмом в прямом смысле витает дух смерти: режиссер рассуждает о неотвратимости судьбы и бессмысленном побеге от собственной тени, от которой сбежать невозможно. Мысль о том, что жизнь человеческая практически ничего не значит, вгоняет в меланхолию — но Инань оставляет надежду на то, что в каждом человеке есть и светлая сторона.