«Искусству можно научиться на YouTube»: художник Фелипе Пантоне о дизайне, инстаграме и бесполезном образовании
В прошлом году Hennessy предложила коллаборацию Фелипе Пантоне, одному из самых ярких современных уличных художников. Несмотря на творческую активность и славу, почти никто не знает, как Пантоне выглядит — художник скрывает свое лицо. Впрочем, до конспиративности Бэнкси он не дошел — Time Out воспользовался приездом Фелипе в Москву и расспросил об источниках его эстетики и арт-образовании.
Уже в двенадцать лет, вскоре после иммиграции его семьи из Аргентины в Испанию, Пантоне создает первые граффити: «Я был просто непослушным ребенком, иногда портившим улицы». Сегодня его муралы можно найти почти на всех континентах: от Мексики и США до Австралии и Палестины. Их объединяют броские цвета, динамичные формы и оптические иллюзии — взгляните на его недавний дизайн концертного зала в Нью-Йорке:
Нередко работы Пантоне вступают во взаимодействие с человеком — в 2017 он создал в Бельгии самый большой в мире QR-код. Отсканировав его, вы попадете на страничку с картой, отражающей подобные сканы по всему миру. По версии Пантоне, сегодня местонахождение произведений искусства утрачивает смысл — оно становится доступным и глобальным и метафорически переезжает с конкретных стен в виртуальность.
Свою уличную эстетику Пантоне успешно переносит в выставочные пространства и дизайн: он создает кинетические объекты, приходящие в движение и меняющие цвет, создает работы на корпусах винтажных спортивных автомобилей и скейтборды. А недавняя коллаборация с Hennessy поставила его в один ряд с Kaws, Шепардом Фейри и другими знаменитостями, которых коньячный бренд ранее просил оформить свои бутылки.
Несмотря на творческую активность и славу инстаграм-художника, почти никто не знает, как Пантоне выглядит — художник скрывает свое лицо. Впрочем, до конспиративности Бэнкси он не дошел — Time Out воспользовался приездом Фелипе в Москву и расспросил об источниках его эстетики и арт-образовании.
Об эстетике
Я пытаюсь говорить о трансформации и динамике как о двух главных характеристиках своего стиля. Мир очень быстро меняется благодаря цифровой революции, благодаря тому, что люди могут свободно перемещаться и коммуницировать с представителями разных культур. Это позитивно влияет на культуру в целом, позволяет ей двигаться вперед. Я думаю, эти аспекты современной жизни и влияют на мою работу, я пытаюсь говорить именно о них. Мои работы — это исследование скорости, динамики и перемен, искаженного восприятия.
Chromadynamica Dimensional from Felipe Pantone
Об иммиграции
Моя семья была практически разорена. Каждые полгода нам приходилось менять место жительства. Мне нужно было менять школы. Мама говорила: «Это разовьет твою личность». Когда мы переехали в Испанию, мне снова пришлось идти в новую школу. В некотором смысле это научило меня чувствовать себя комфортно в любых обстоятельствах. Я думаю, так иммиграция повлияла на мое искусство — я смотрю на искусство, культуру, современные технологии с глобальной точки зрения.
Об образовании
Я не согласен с программами большинства арт-школ. Они сфокусированы на технических аспектах творчества, в то время как в наши дни большинство таких навыков можно получить с помощью видео на YouTube. В университете в Валенсии, где я учился, пятилетняя программа. Большую часть этого времени я провел, практикуя живопись, обнаженную натуру, — все то, что никогда бы не использовал в своих работах. Среди прочего я изучал историю искусства — и вот это оказалось самым важным и полезным. Но, с другой стороны, и это можно изучить самостоятельно, по книгам и другим источникам.
Это большая дискуссия, применимая не только к искусству — многие люди начинают сомневаться в роли университетского образования. Может быть, это больше про социальный статус, чем про обучение как таковое? Общение с учеными и профессорами может быть очень полезным опытом. Однажды я послушал лекцию профессора одного из нью-йоркских арт-университетов. Он рассказал, что в первый учебный день он зашел в аудиторию и сказал: «Всем добрый день. Я ваш преподаватель. Сделайте какую-нибудь работу, я вернусь через десять минут». Вернувшись, он спросил одного из студентов, что он сделал. «Я нарисовал девушку». «Почему?» «Она показалась мне интересной». «Тогда почему ты нарисовал портрет, а не взял у нее интервью?» Это хороший пример. Безусловно, можно создать предмет искусства, написав портрет. Но это не единственный способ. Почему мы настолько одержимы техниками, придуманными столетия назад? Университетское образование может быть полезным, только если оно в первую очередь учит думать и проявлять креативность.
Об улице против студии
Я работал в уличных пространствах долгие годы. Года три-четыре назад половину времени я работал на улице, половину — в студии. В последнее время я фокусируюсь на работе в студии. В этом году я создал только два мурала, совсем мало по сравнению с тем, сколько я делал раньше. Я люблю работать на улице и, возможно, вскоре вернусь к этому, но сейчас решил сделать перерыв. Надеюсь, в будущем у меня будет больше возможностей создавать паблик-арт. Думаю, место мечты — Токио. Мой стиль отлично подходит этому городу.
О работе с Hennessy
Мне были знакомы коллаборации других художников с Hennessy. Некоторые из них — мои герои. Например, Kaws, Шепард Фейри, Os Gemeos, Futura. Когда со мной связались, я подумал: «Боже, я стану частью этого! Я не могу поверить!» Залог хорошей коллаборации — совместимость. Когда сочетается то, что хочет передать бренд, и то, что можешь предложить ты. В случае с Hennessy мне дали свободу в том, как сочетать их историю с моим видением. Даже позволили манипуляции с логотипом. Подобное сотрудничество дает возможность путешествовать, показать свою работу тем, кто не был с ней знаком, но был знаком с брендом.
Об определении дизайна
Жаль, что я не могу сейчас зайти в Википедию (смеется). Постараюсь сам изобрести определение. Дизайн — художественный способ создать полезный предмет или, в случае с графическим дизайном, передать специфическую информацию.
Об Инстаграме
В Инстаграме ты можешь с легкостью общаться с людьми, следить за их прогрессом. Скажем, сто с лишним лет назад Ван Гог и Гоген изобрели пост-импрессионизм. Гоген находился на Таити, а Ван Гог — в Европе. Им приходилось писать друг другу письма: «О это красиво! Но почему бы тебе не сделать вот это?». Этот взаимообмен идеями занимал месяцы и даже годы. Сегодня в Инстаграме достаточно трех секунд, чтобы узнать, чем занимается человек, и отправить ему отзыв.
О вкусах
Если говорить об уже существующих и сформировавшихся формах искусства, ни одна не вызывает у меня отторжения. Если они добились признания, мне может что-то не нравится эстетически, но я уважаю их место в истории. Но нравятся мне очень немногие вещи. Я большой фанат Афиша Капура, Олафура Элиссона, Карлоса Крус-Диеса, Риоджи Икеды. У меня большая коллекция принтов. Оригиналов немного, большинство из них — работы моих ровесников. Искусство, которое мне нравится, очень дорогое, и я не могу себе его позволить (смеется). Но вскоре я совершу первое серьезное приобретение — это будет одна из работ Крус-Диеса.
Работа Карлоса Крус-Диеса