5 отличных фильмов про подростковую жестокость
Почти каждый из нас напрямую или косвенно сталкивался с жестокостью – в том числе подростковой. Эта проблема стара как мир, и, само собой, она нашла отражение в кинематографе. Time Out вспоминает лучшие фильмы про подростковую жестокость, которые повергнут зрителей в настоящий шок и подтолнут к изучению своей внутренней природы.
Класс (Klass, 2007, реж. Ильмар Рааг)
2006 год, эстонская школа, выпускной класс. Талантливый и ранимый парень Йозеп (Пярт Уусберг) хочет побыстрее закончить школу и уехать из родного города, чтобы забыть о жестокости отца и насмешках одноклассников, которые уже стали обыденностью. Мальчик молча сносит все обиды, однако агрессия подростков становится еще сильнее, когда за жертву заступается другой ученик – Каспер (Валло Кирс). С этого момента оба парня становятся изгоями. Но ничего в мире не проходит бесследно, и нарастающие издевательства над мальчиками в итоге приведут к непредсказуемым и трагичным последствиям.
Режиссер фильма Ильмар Рааг говорил, что на создание картины его сподвигла стрельба в американской школе «Колумбайн» 20 апреля 1999 года. «Класс» делает акцент на том, что именно может привести к подобным трагедиям: фильм демонстрирует, до какой степени может дойти человеческая жестокость, и, кроме того, очень точно отображает психологическое состояние подростка-изгоя, который балансирует на грани нервного срыва.
Все умрут, а я останусь (2008, реж. Валерия Гай Германика)
В центре сюжета три подруги-одноклассницы, Катя (Полина Филоненко), Вика (Ольга Шувалова) и Жанна (Агния Кузнецова). Девочки учатся в девятом классе и думают лишь о прогуле уроков, парнях, алкоголе и дискотеке, на которую планируют пойти в конце недели. Однако перед долгожданной пятницей Катя попадает под домашний арест, и Жанна с Викой идут на мероприятие без подруги. Но Кате все же удается выбраться из дома, и в итоге все три девочки, как и хотели, попадают на дискотеку — и с каждой из героинь в этот вечер случится что-то, что станет переломным моментом в их судьбах.
Фильм раскрывает взаимоотношения между сверсницами, родителями и детьми, а также наглядно показывает, чего стоит дружба и может ли девочка-подросток морально и физически выдержать травлю. Гай Германика очень тонко передала девичье психологическое состояние в период переходного возраста, который героини, переполненные амбициями, сомнениями и необузданными желаниями, переживают очень болезненно, пытаясь найти себя и добиться понимания со стороны родителей и социума.
Чучело (1983, реж. Ролан Быков)
Юная Лена Бессольцева (Кристина Орбакайте) попадает в новую школу и старается подружиться с одноклассниками, но, несмотря на все попытки, никак не может добиться расположения сверстников. Единственным ее другом становится Дима Сомов (Дмитрий Егоров) — самый популярный мальчик среди девочек. Однажды одноклассники прогуливают урок, и Дима рассказывает об этом учительнице. Из-за этого срывается долгожданная поездка, и весь класс начинает искать виноватого — тогда Лена из любви к Диме берет вину на себя и становится объектом травли со стороны одноклассников.
В отличие от двух предыдущих картин, лента Ролана Быкова рассказывает больше не о жестокости, а о добре и благородных принципах — ее будет полезно посмотреть как взрослому, так и ребенку. «Чучело» балансирует на грани правды, не делая акцента на насилии и при этом демонстрируя советские реалии такими, какими они были. Фильм снят по одноименной повести Владимира Железникова, сюжет которой основан на реальной истории, произошедшей с племянницей писателя.
Куколка (1988, реж. Исаак Фридберг)
Профессиональная гимнастка Таня (Светлана Засыпкина) получает травму, после чего забрасывает карьеру и идет учиться в провинциальную школу. Там она быстро проявляет себя как физически сильный и харизматичный лидер, благодаря чему обретает авторитет среди сверстников. Единственное, что спортсменке не удается заполучить — это любовь. Таня безответно влюбляется в парня, которому нравится другая, и начинает проявлять свою симпатию всеми способами — как умеет.
Фильм сполна отражает дух 80-х, а также от начала и до конца держит в напряжении. Героям хочется сопереживать — во многом благодаря тому, что в картине тонко переплетены темы изнанки большого спорта, «чемпионского» характера, трудностей самовыражения, самоутверждения и значимости судьбы одного конкретного человека.
Кэрри (Carrie, 1976, реж. Брайан де Пальма)
Школьница Кэрри Уайт (Сисси Спэйсек) ежедневно подвергается издевательствам и прессингу со стороны сверстниц и религиозной фанатички-матери (Пайпер Лори). После очередной порции буллинга одна из самых популярных девочек в школе Сью Снелл (Эмми Ирвинг), раскаявшись, отказывается идти на школьный бал и просит своего парня пригласить на него Кэрри. С одной стороны, кажется, что жизнь бедной девушки постепенно налаживается — но на фоне психологического дискомфорта у Кэрри начинают развиваться телекинетические способности. В руках затравленного ребенка они могут оказаться реальной угрозой – тем более одноклассники готовят для Кэрри очередной жестокий розыгрыш.
Стоит ли напоминать, что фильм снят по одному из самых знаменитых произведений мастера ужасов — Стивена Кинга? На самом деле писатель не раз говорил, что ненавидит свое произведение и считает его главную героиню максимально неинтересной. Но, на наш взгляд, и в книге, и в фильме отлично передана хрупкость внутреннего состояния девушки в переходный подростковый период, который омрачен издевательствами сверстников. А элемент фантастики в этой истории — умелая и очень тонкая визуализация психологических травм, которые с течением времени неминуемо выплескиваются наружу.