Рецензия на фильм «Выпьем за любовь»
Супружеская пара Штефан (Кристоф Мария Хербст) и Элизабет (Каролина Петерс) устраивают семейный обед для узкого круга родственников. Вечер идет своим чередом, пока один из братьев хозяйки дома, Томас (Флориан Давид Фиц), не заявляет, что его супруга Анна (Янина Узе) беременна. Компания в шутку начинает угадывать, как будут звать будущего ребенка. Каждый безнадежно перебирает всевозможные варианты, начиная со светил науки и древнегреческих богов, заканчивая именем нынешнего президента США, которое предсказуемо вызывает у всех смех. Закончив упиваться безудержным любопытством родственников, Томас наконец открывает завесу тайны: его сына будут звать Адольф. Эта новость водородной бомбой разорвалась в крохотной гостиной, после чего семейный вечер по накатанной начинает превращаться в масштабный скандал.
В свое время Зенке Вортман завоевал всемирную известность благодаря исторической драме «Иоанна — женщина на папском престоле» и своему самому личному фильму «Чудо Берна», после успеха которого режиссеру доверили снимать документальную картину «Германия. Летняя сказка» о Чемпионате мира по футболу 2006-ого года. И вот спустя десять лет Вортман вновь добрался до российского проката, но уже не с исторической и не со спортивной драмой, а с уютной камерной комедией в духе своей предыдущей работы «Фрау Мюллер должна уйти!», которая, в свою очередь, явно перефразирует мотивы «Резни», психологического аттракциона Романа Полански.
Соблюдая традиции «Фрау Мюллер» и «Резни», Вортман сделал героев абсолютно разношерстными, что позволяет одному конфликту перетекать в другой и создает волнообразную линию эмоционального накала. В фильме собрались и скупой интеллектуал Штефан, и его вечная «жертвенница» жена, и богатый эгоист Томас с позерскими замашками, и ранимый музыкант симфонического оркестра Рене (Юстус фон Донаньи), утонченное поведение которого наталкивает всех на мысли о его нетрадиционной ориентации — чем не идеальное сочетание для едкого сатирического шаржа. И с каждой минутой действо и правда движется все дальше в сторону абсурда и начинает походить на некое ток-шоу, главные темы которого — самокопание, выяснение отношений и, наконец, рефлексия о семейных ценностях, миграционной политике и роли исторического наследия.
Понятно, что в первую очередь встают вопросы о толерантности, взаимном доверии, детских обидах и комплексах, которые режиссер вскрывает с хирургической точностью. И все остроты, провокации и душещипательные откровения, умело разыгранные актерами, действительно выглядят одновременно иронично и трогательно. Но ситуация внутри одной маленькой семьи в то же время является назиданием для всех остальных. Миграционный кризис 2014-ого и 2015-ого годов стал настоящим испытанием как для беженцев, нуждающихся в максимально безболезненной интеграции, так и для немцев, которые должны были во что бы то ни стало проявить толерантность к новым соседям. Сейчас ситуация более или менее стабилизировалась, однако Вортман однозначно транслирует мысль, что всем еще нужно работать над прогрессивностью взглядов.
Вместе с тем фильм сталкивает современность и мрачную часть исторического наследия, которая нависла над страной и каждым живущим в ней человеком. Речь идет о причине конфликта — имени Адольф. Картина Вортмана, конечно, иронично демонстрирует, до какого апофеоза может дорасти один маленький спор — но на самом деле с каждой минутой становится все страшнее от ярой нетерпимости в отношении обычного имени, которым по воле случая был назван известный диктатор. А ведь в Германии действительно наложено негласное табу на имя Адольф: в 2006-ом году в стране был зарегистрирован всего лишь один ребенок с таким именем, и то оно было вторым.
Зенке Вортман, подобно Роману Полански, отучивает героев, а вместе с ними и зрителей, от ханжества, призывая к толерантности и доверию. Фильм идеально подойдет как для тех, кто хочет поразмышлять на тему семейных ценностей и современной политики, так и для желающих поднять себе настроение с помощью легкой авторской комедии с элементами драмы. В картине есть не только серьезный подтекст, но и уютная атмосфера, много красочных деталей, а также традиционные веселые семейные разборки — даже не верится, что по сценарию действие происходит летом, и после просмотра так и хочется побыстрее оказаться с семьей за новогодним столом.