Праздное любопытство: Йоль
Подбирается католическое Рождество, которое вроде бы на русской земле особо не принято праздновать — но вы к нему, мы уверены, уже готовы. Однако и тут Time Out хочет вклиниться с достойной альтернативой. Точнее, на этот раз с добавкой — так что стодолларовый свитер с оленями убирать в шкаф не спешите. Сегодня поговорим про Йоль!
Йоль — день зимнего солнцестояния, первый праздник года в германской традиции. Середина зимы. В свое время был заменен Рождеством в рамках политики «мягкой христианизации» (так же, как Самайн — Днем всех святых).
В этот день германские племена праздновали пробуждение жизни в семенах, которые возрожденный Король Дуба согрел вместе со всей землей. То есть Йоль — самый старт всего сельскохозяйственного цикла. Пусть и символический.
Северяне разводили на праздник уже знакомые по Самайну костры и — совсем не сюрприз — распивали знакомый по Самайну алкоголь. По домам так же ходили отряды детей, но уже не вымогая сладости, а наоборот, задаривая соседей «йольскими кульками»: корзинами с яблоками (что значит бессмертие) и гвоздиками, уложенными на лапник и стебли пшеницы (урожай). И все это было присыпано мукой (жизнь).
Титульный напиток торжества — пряный сидр. Приветствуется и эль. Но что бы ни было в вашей чашей, полагалось выпить минимум три раза: за Одина, за хороший урожай и за конунга. И еще четвертый за покойных родственников. Но! Если Самайн и День благодарения — праздники больше «про еду», то Йоль, несомненно, про алкоголь. Строго рекомендовалось выпить свой максимум, чтобы уважить само торжество. Сидр тут — ключ к сути всего происходящего.
Во время празднования произносилась клятва богу плодородия Фрейру на голове дикого кабана. Тут тоже все неслучайно: кабан — маскот Фрейра. Христиане позже ограничились тривиальной подачей знаменитой рождественской ветчины к столу (такая ветчина сначала отваривается, а после запекается, покрытая смесью яйца, горчицы и хлебных крошек). Альтернатива свинине — конина. Тоже по канону.
Языческий гимн же, также исполняемый германцами в Йоль, трансформировался в не менее знаменитые Christmas carols.
Есть и другое праздничное животное, и с ним как раз стоит считаться. Это огромный черный огнеглазый Jólakötturinn — йольский кот. Питомец Грилы, великанши-каннибалки из исландских гор, который помогает ей в праздник искать детей-нытиков, лентяев и злонамеренно голодающих.
Йольскому коту существует антидот — шерстяная одежда, и непременно новая. Если одеться в новое шерстяное, йольский кот вас не заберет (тут-то, как вы уже поняли, свитер с оленями и пригождается). Подтекст поверья таков: если ты к предпраздничным торгам успел навязать шерстяных вещей (флагманский северный продукт), стало быть, ты не ленив, и кота можно не бояться. Сегодня Йоль празднуют, собственно, просто в любой новой одежде, шерсть стала опциональна.
Очевидно, роль йольского кота в современной христианской традиции отведена Крампусу, тоже некогда языческому персонажу, закрепившемуся, однако, как плохой полицейский в пару Николаю Чудотворцу (он же Санта-Клаус). Так черная кошка была заменена рогатым сатиром… христианам тогда этого компромисс, похоже, явно непросто дался.
Так что если вам посчастливилось быть владельцем смоляного наетого кота, считайте, половина работы реквизитора сделана!
По остальному декору. Жилище в Йоль украшали с помощью плюща на входной двери (и снова см. «рождественский венок»), падуба и омелы. Они служили своего рода клубными метками — приглашали духов на общий праздник. Ветка падуба, кстати, оставалась в доме на весь год в качестве приманки для счастливой судьбы. Омела же известна нам по романтическим комедиям как растение, под которым целуются все кинематографические стесняшки. Если вам нужен повод кого-то поцеловать, носите с собой веточку, и вам не откажут.
Из знакового йольского декора — молочай, шлюмбергера (известная как «рождественский кактус»), йольский козел, игрушка из соломы, олицетворяющая козлов из небесной колесницы Тора. Кстати, fun fact: финский Санта — Йоулупукки (Joulupukki) — как раз и есть этот самый йольский козел. Сейчас языческую игрушку, обвязанную красными или золотыми лентами, вполне можно встретить на католической елке.
И last but not least — йольский светильник, лаконичная башенная глиняная конструкция, известная как минимум с IV-VII веков. Подсвечник, который активно популяризировался в Третьем Рейхе особо оккультно-ориентированными его представителями. Так что конкретно этот декор мы, конечно, не порекомендуем. Современные празднующие, бывает, предпочитают просто золотые свечи.
Слот X-mas tree занимает йольское полено, идейный центр праздника. Это полено из дуба или ясеня (отсылка, разумеется, к Иггдрасилю — дереву-стержню мира в германской мифологии) должно было быть непременно принято в дар, а не куплено. И, в отличие от ели, йольское полено было активным участником празднества: его обряжали хвоей, поливали праздничным алкоголем, присыпали мукой и поджигали от кусочка прошлогоднего полена. Так оно чадило йольским настроением двенадцать дней. Пепел от старого полена использовали как сакральное удобрение для полей.
Если не располагаете камином, не страшно. Для таких случаев существует санкционированная имитация — малое йольское «настольное» полено со свечами. И да, обмен подарками никто не отменял, просто к полену их складывать необязательно.
Крайне серьезно подходят к празднику последователи религии Асатру и виккане. И те, и другие — неоязычники. Но если вы пока просто не пропускаете ни одного эпизода «Викингов» (даже после прихода в сериал Данилы Козловского), причислять себя к ним пока рано.
Как видите, несмотря на все мохнато-рогатые противоречия, Йоль и Рождество вполне себе «бьются». И можно попробовать отпраздновать их вместе. Йоль начинается 21 декабря и длится три ночи, Рождество – традиционно 24-го. Выбирайте любую удобную дату.
Свитер, сидр, ветчина!