Рецензия на фильм «Звездные войны. Скайуокер. Восход»
Душу Кайло Рена окончательно поработила темная сторона Силы. Рей пытается следовать своей природе, обучаясь у генерала Леи. По и Финн вместе с Чубаккой летят на далекую планету, чтобы получить сообщение от таинственного шпиона Сопротивления в рядах Первого ордена, и сообщение это очень невеселое.
Когда четыре года назад Абрамс выпустил свое «Пробуждение силы», основной упрек к нему заключался в том, что фильм не дал нам ничего нового. Он вернул сагу в ту же точку, в которой оставила нас классическая трилогия: Звезда смерти та же, только больше, и герои те же, только старше и моложе… и где наше современное и умное кино? Проблема в том, что «Звездные войны» никогда не были фильмом ни взрослым, ни умным. Они были инфантильны до мозга костей, этим и брали нас всех. Закономерно, что в 2015 году, спустя 40 лет после победы Света в далекой-далекой галактике не случилось ничего нового. А что там могло случиться? «Я стал снова делать то, что у меня лучше всего получается» — говорил старый контрабандист Хан Соло, и согнутая генерал Лея с молодыми глазами отвечала: «И я тоже».
Лукас, бог простых историй, оставил нас всех под салютами в компании мишек, выстукивающих что-то веселое на шлемах штурмовиков. Вам, кстати, никогда не казалось, что это не шлемы, а головы? Абрамс начал с того, что сделал героем дезертира, который без наводящей ужас белой униформы оказался обычным парнем с кучей слабостей. К нему он добавил единственного джедая, которого победители умудрились воспитать за 40 лет, после чего благополучно возглавил Темную сторону, и девочку со свалки. Эту троицу, к которой позже присоединился пилот-контрабандист (куда без него!) Абрамс бросил в условия, заданные этой детской, пестрой и не меняющейся вселенной — опять противостояние, опять родовые секреты и предназначение, опять Сила, которая непонятно кому достанется. Все же современность на дворе: феминизм, толерантность — во всяком случае, мы об этом слышали.
Интрига исчерпала себя довольно быстро. А новая трилогия — нет, кто бы что сейчас ни говорил. Ведь прелесть «Звездных войн» заключается не в новых мирах или чудовищах, которых за эти годы было придумано достаточно. Она — в бесконечно банальной истине, что у каждого есть выбор. Кто этого не признает — становится лидером Первого ордена, блуждающим в трех соснах генетического детерминизма. Зло, как и предопределенность — для слабаков. Люди непредсказуемы, как полет мысли Райана Джонсона. Абрамс наконец-то объясняет на пальцах, что Сила — это сознание, для которого нет ни барьеров, ни стереотипов. И любой, кто годами варится во вселенной разумных существ со щупальцами, глазами без зрачков, волосатыми зелеными ушами, рассуждая при этом на тему «герой черный, девочка слишком сильная» — должен как минимум немедленно убить в себе Палпатина.
«Звездные войны» Абрамса показывают мир, в котором зло уничтожает само себя, и для этого его даже не надо рубить мечом. Достаточно отказаться следовать его путем. По большому счету, это история всепобеждающей любви, которая почти лишена привкуса романтики. Намного важнее любовь родительская и дружеская, любовь к общему делу, чувство принадлежности к группе. Они двигают вперед героев и дают им поддержку — и здесь, конечно, наиболее показательной вышла линия Рей и Кайло, которые не могут выбрать себе ни прошлое, ни семью, но вправе выбрать настоящее. Это не применимо разве что к дроидам — потому некоторые сцены с C3PO выглядят так душераздирающе.
Вот тут к Абрамсу действительно можно предъявить претензию — за излишнюю травоядность. Пойди он путем «Изгоя-Один», и фильм точно заиграл бы новыми красками. Абрамс же выбирает варианты практически безболезненные, хотя и эффективные: ностальгию, пасхалочки, использование любимых персонажей, которых мы уж и не чаяли увидеть, знакомые до боли локации и много-много действия, закрывающего некоторые сюжетные провалы. К тому же под конец зрителя ждет такой финт ушами в исполнении Кайло Рена, что можно прослезиться. Все-таки дуэт Адама Драйвера и Дейзи Ридли был лучшей находкой новой трилогии. А как судить все остальное… что ж, говорить о «Звездных войнах» можно с точки зрения фаната или с позиции стороннего зрителя. В чем-то это схоже с выбором стороны Силы, и фанатская точка зрения здесь, пожалуй, будет чистейшей Тьмой. И все-таки иногда имеет смысл выбрать именно эту сторону.