Рецензия на фильм «Отверженные»
В городке Монфермей — злачном пригороде Парижа — со времен Виктора Гюго мало что изменилось. Улицы здесь пропахли грязью и нищетой, а в головах — усталость, скука и злоба. Местная полиция развлекается тем, что воюет с детьми и лапает не успевших увернуться девочек-малолеток. Рынки и бары крышуются группировками по праву силы, а верховодит всем некий Мэр — авторитет в законе, гарант хрупкого равновесия между сирыми и сильными. Впрочем, равновесие рушится, когда юный клептоман Исса ворует из бродячего цирка пучеглазого львенка: циркачи грозят устроить на районе ночь длинных ножей, поэтому полицейские отважно кидаются за Иссой в погоню — и их героический подвиг по избиению ребенка снимает случайно пролетающий мимо дрон…
На первый взгляд может показаться, что дебютант Ладж Ли в одном из лучших французских фильмов этого года намеренно сгущает краски: Монфермей в его «Отверженных» — это выгребная яма, где уютно устроились драгдилеры, сутенеры и главари разношерстных воровских группировок. Комфортно здесь и полиции: патрульные редко отвлекаются от своих злачных делишек, да и криминальные сводки дают им право не особо церемониться с местными. Однако в этой мрачной картине мира, на самом деле, выдуманного не так много.
Во-первых, фильм идет по следам реальных событий: Ладж Ли писал сценарий, держа в уме погромы 2005-го года, которые, кстати, начались после смерти двух подростков, которые прятались в трансформаторной будке, спасаясь от полицейского патруля. Во-вторых, с криминальными прелестями Монфермея режиссер знаком вовсе не по романам Гюго: Ли вырос и до сих пор живет в этом районе, поэтому в основе «Отверженных» — его собственные воспоминания и собственный опыт. Так что даже не самая правдоподобная история с кражей львенка из бродячего цирка вовсе не выдумка.
С другой стороны, было бы странно воспринимать «Отверженных» как местечковую хронику одного маленького французского городка: суть и смысл фильма не замыкаются на простой констатации фактов. Режиссера интересует прежде всего природа возникновения агрессивного протестного движения, с которым мы постоянно сталкиваемся в лентах новостей: в доступной и иногда даже слишком прямолинейной форме Ладж Ли объясняет, почему подросток внезапно откладывает в сторону футбольный мяч и берется за коктейль Молотова. И речь, как нетрудно догадаться, идет не только о Франции: мы имеем дело с фильмом-предостережением, актуальным для любой точки земного шара, где всем наплевать на проблемы мигрантов и где полицейские способны выкручивать руки детям с воплями «Закон — это я».
При этом, конечно, метафорический язык «Отверженных» иногда слишком прямолинеен: вот юный Исса идет по Парижу, завернувшись во французский флаг — не пацан, а маленький оживший символ Франции; вот дрессировщик грозно машет кнутом перед царем зверей — понятно, что без клыков дальнейшее развитие событий не обойдется. Есть у фильма и провалы по темпо-ритму: Ладж Ли, начинавший как документалист и сохранивший верность документальной стилистике, не очень торопит события. Тем не менее тема в данном случае гораздо важнее таких огрех – и именно поэтому фестивальная судьба «Отверженных» оказалась довольно громкой: фильм попал в программу основного конкурса Каннского фестиваля и уехал оттуда с Призом Жюри. Получит он, скорее всего, и номинацию на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (сейчас проект находится в шорт-листе). Кстати, не так давно картину посмотрел президент Франции Эммануэль Макрон и, по его словам, «Отверженные» потрясли его своей точностью. Вполне возможно, что именно этим он удивит и вас.