7 альтернативных застольных фильмов под Новый год
Устали от ежегодного телемарафона «Иронии судьбы…» и другой заезженной советской классики? Time Out делится полезным списком из семи фильмов с разных концов света, которые не хуже подготовят вас к новогоднему застолью.
«Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989), режиссер Питер Гринуэй
Гастрономическая месть по-английски
Действие шестой по счету картины классика английского кино Питера Гринуэя почти целиком разворачивается в фешенебельном французском ресторане — туда знаменитый вор Альберт Спика (Майкл Гэмбон задолго до роли Альбуса Дамблдора) регулярно наведывается вместо со своей свитой и женой Джорджиной (распаленная Хелен Миррен). Та устала от хамского поведения мужа, жестоко издевающегося над окружающими людьми, и при помощи шеф-повара Ричарда (Ришар Боренже) заводит роман с завсегдатаем ресторана, обаятельным и скромным Майклом (Алан Ховард). Чем обернется эта роковая интрижка для всех персонажей, мы рассказывать не будем. Но будьте начеку: «Повар, вор…» — чрезвычайно экзотичное блюдо и может отбить аппетит даже у самого истового гурмана.
«Пир Бабетты» (1987), режиссер Габриэль Аксель
Оскаровский лауреат из Дании о трапезе как лучшем способе отблагодарить
Эта датская лента, получившая в своей время «Оскар» как лучший иностранный фильм, является наглядным свидетельством любви одной женщины к еде. По сюжету выигравшая 10 тысяч франков в лотерею служанка по имени Бабетта вместо того, чтобы вернуться на давно покинутую ею родину, во Францию, решает устроить на эти деньги роскошный пир для христианской секты, в которой она провела последние 14 лет. Черепаший суп, гречневые лепешки с икрой, перепела в слоеном тесте с фуа-гра и ромовый бисквит — готовы поспорить, что, даже сидя за новогодним столом у себя дома, вы будете ощущать себя как аскетичные датчане, приглашенные Бабеттой на званый обед.
«Кус-кус и барабулька» (2007), режиссер Абделатиф Кешиш
Трагикомический французский фильм о затянувшемся открытии ресторана
Уволенный с работы Слиман решает исполнить давно зревшую мечту и открыть на берегу портового французского города национальный ресторан. Однако для реализации задуманного ему придется не только пройти через все круги бюрократического ада, но и заново найти язык со своей бывшей семьей, владеющей рецептом отличного кус-куса. Режиссер «Жизни Адель» снял одновременно жизнеутверждающее и трагичное кино о тяготах семейного бизнеса и о еде как безотказном способе коммуникации, заканчивающееся примирительной восточной пирушкой с поистине героической сценой танца живота.
«Черная кошка, белый кот» (1998), режиссер Эмир Кустурица
Цыганские гулянья как главный праздник жизни
Сюжет «Черной кошки, белого кота» повествует о двух цыганских баронах, чьи плутоватые потомки втягивают свои семьи в хитросплетенный клубок махинаций, связанный с ограблением двух цистерн с бензином. Разрешить противоречия и поднять мертвых из могил поможет лишь сумасшедшая цыганская свадьба, продолжающаяся не одни сутки. Сцены раздольных гуляний, эдаких «плясок жизни», являются обязательными элементами всех главных фильмов Кустурицы, от «Андеграунда» до «Жизнь как чудо». Однако именно заключительная пирушка в этой картине, награжденной «Серебряным львом» за режиссуру в Венеции, моментально поднимет настроение и гарантированно зарядит энергией на целый год вперед.
«Ешь, пей, мужчина, женщина» (1994), режиссер Энг Ли
Шумные тайваньские обеды как поле боя поколений
Один из ранних тайваньских фильмов будущего постановщика «Горбатой горы» и «Жизни Пи», который принес начинающему режиссеру его первую номинацию на «Оскар». Действие ленты происходит в Тайбэе в 1990 году и рассказывает о жизни пожилого шеф-повара дорогого ресторана, находящегося в перманентном поколенческом конфликте со своими тремя незамужними дочерями. Каждое воскресенье они собираются за обеденным столом, чтобы разделить изысканные блюда, приготовленные отцом, а также высказать в лицо накопленные обиды и сомнения. Еда в картине, будь то свежая рыба или хот-пот с курицей и свининой, выполняет две функции: кружить зрителям головы своим аппетитным видом и символизировать неостановимые изменения, происходящие в жизни отдельно взятой семьи.
«Большая ночь» (1996), режиссеры Кэмпбелл Скотт и Стэнли Туччи
Увлекательное американское драмеди о приготовлениях к судьбоносному ужину
В режиссерском дебюте знаменитых голливудских актеров (Туччи вам известен по фильмам «Терминал» и «Дьявол носит Prada», Скотт — по роли в «Умереть молодым» и последним двум сезонам «Карточного домика») речь пойдет о двух итальянских братьях, переехавших в Америку ради открытия собственного ресторана. Увы, из-за разного подхода к бизнесу дела у них идут скверно, и заведение еле держится на плаву. Звездный час поваров настает, когда известный джазовый исполнитель изъявляет желание наведаться к ним на ужин, и наши герои тратят последние сбережения, чтобы накрыть самый большой стол в своей жизни. Помимо любовно снятой итальянской еды — ризотто, жареной курицы, артишоков, поросенка и венчающего все это макаронного пирога — «Большая ночь» может похвастаться не менее фантастическим актерским ансамблем с участием Туччи, Тони Шэлуба, Иана Холма, Минни Драйвер и Изабеллы Росселлини.
«Большая жратва» (1973), режиссер Марко Феррери
Шокирующая аллегория из Италии с Марчелло Мастроянни
Скандальная черная комедия Марко Феррери рассказывает о четверых друзьях-гурманах (в их числе звезда итальянского кино Марчелло Мастроянни), решающих устроить такую пирушку, какой бы позавидовал император Нерон. Прикупив деликатесы, вина и проституток, они закатывают в роскошной вилле одного из героев настоящую оргию переедания и похоти с намерением довести себя до самоубийства. Обилие натуралистичных сцен поедания пищи (и не только) в этом фильме складывается в легко считываемую гротескную аллегорию общества потребления, которая может стать прекрасным антидотом к вашему праздничному столу.