Что посмотреть в новогодние праздники вместо блокбастеров
Зимние праздники — традиционное затишье в среде кинопрокатчиков: к началу нового года и Рождества большинство компаний стараются ничего не выпускать, не рискуя конкурировать с блокбастерами от мейджоров. В прошлом году всех подмял под себя «Т-34», в этом году широкой поступью идет «Вторжение» Федора Бондарчука, а сзади его подгоняет «Союз спасения» Андрея Кравчука. Time Out выбрал пять фильмов, которые можно посмотреть на традиционном новогоднем кинобезрыбье.
Тридцать (реж. Симона Костова)
Малобюджетный фестивальный хит родом из Германии, снятый за смешные пять тысяч евро в реальном времени с непрофессиональными актерами. Хроника одного дня из жизни молодых людей, почти перешагнувших порог тридцатилетия, но не понимающих, куда идти, к чему стремиться и что привнести в стремительно меняющийся мир.
При всей своей скромности картина Костовы в первую очередь вызывает ассоциации с «Заставой Ильича» Марлена Хуциева, а также отстраненными полароидными фильмами Ангелы Шанелек — впрочем, если в ее фильмах много статики, то в «Тридцать» камера, запечатлевая красоту хмурного Берлина, постепенно превращается в небезразличного летописца событий.
Он и она (реж. Седрик Клапиш)
Новая картина современного классика французского кино («Китайская головоломка», «Красотки»), в которой задействованы лучшие молодые актеры страны — лауреат Каннского кинофестиваля Франсуа Сивиль (вы могли его видеть в «Та, которой не было» в компании Жюльет Бинош) и утонченная Ана Жирардо (вместе с Сивилем играла в «Возвращении в Бургундию» того же Клапиша).
Это красивая и нежная история о том, как двое молодых людей, постоянно пребывающих в поисках любви, раз за разом проходят мимо друг друга, хотя живут в соседних домах. Критики уже назвали этот фильм французским «Неспящие в Сиэтле». Теплая картина обязательно скрасит промозглый московский вечер.
Нотр-Дам (реж. Валери Донзелли)
У себя во Франции режиссер фильма и исполнительница главной роли, Валери Донзелли, известна как автор острых драм на провокационные темы: в «Маргарите и Жюльене» она затрагивает проблему инцеста, в «Я объявляю вам войну» говорит о детском раке. Но, как положено настоящей француженке, у нее есть фильмы и полегче — в жанре романтических комедий, и «Нотр-Дам» как раз из таких.
Он рассказывает о женщине-архитекторе, которая становится главным руководителем реконструкции Нотр-Дама, параллельно с этим переживая новый виток романтических отношений. Этот фильм словно создан для праздников — его легкость, а также атмосфера воздушного Парижа подарят вам море положительных эмоций.
Студия 54 (реж. Мэтт Тирнаур)
В 1998 году уже выходил художественный фильм с одноименным названием с Сельмой Хайек и Райаном Филиппом — но он был настолько плох, что в нем даже снялся Дональд Трамп, а актеры получили номинации на «Золотую малину».
Спустя двадцать лет в прокат выходит документальный фильм, посвященный феномену самого известного модного клуба, в котором алкоголь лился рекой, наркотики потреблялись, как конфеты, а американская золотая молодежь совокуплялась без предварительного знакомства. Фильм Мэтта Тирнаура стал одним из хитов Beat Film Festival 2019 и выходит в узкий прокат в Москве — если вы хотите отпраздновать Новый Год культурно-маргинально, то эта лента точно для вас!
Солярис (реж. Андрей Тарковский)
И, конечно, не стоит забывать о том, что в очень ограниченном прокате идет легендарная картина Тарковского, ставшая классикой жанра научной фантастики. В 2020 году, когда человечество вовсю грезит полетами на Марс, но люди до сих пор предпочитают выяснять отношения в соцсетях, а не с глазу на глаз, «Солярис» смотрится особенно актуально.
Это картина о тоске по чему-то, давным-давно потерянному и утраченному. Как и великий Микеланджело Антониони, Тарковский говорит о кризисе искренних чувств — если вы хотите пойти против системы и сменить праздничное настроение на меланхоличную задумчивость, то лучше фильма просто не придумать.