Рецензия на фильм «Вторжение»
Прошло три года с тех пор, как в Чертаново упал космический корабль. Инопланетная технология находится в России, и страна категорически отказывается делиться с другими. Полковник Лебедев (Олег Меньшиков) стал генерал-лейтенантом и контролирует работу по изучению инопланетного наследия. Над его дочерью Юлей (Ирина Старшенбаум) проводят эксперименты — с ее согласия, впрочем. Россия и США объединились, чтобы в случае повторного прибытия неизвестной цивилизации уничтожить ее на подлете. Несмотря на это корабль Хэккона (Риналь Мухаметов) спокойно возвращается на Землю.
Федор Бондарчук войдет в историю российского массового кино как человек, который упорно пытается снять то, что в стране снимать никто не умеет — космическую фантастику. Попытки его при этом выглядят довольно забавно, поскольку Бондарчук с детским энтузиазмом делает «как у больших», заимствуя из Голливуда абсолютно все, начиная с грима. «Обитаемый остров» в немалой степени обязан своим провалом тому, что картина сильно напоминала ролевые игры по мотивам «Пятого элемента» и прочей классики жанра. Режиссер, тем не менее, не сдался (имеет такие возможности) и в 2017 году выкатил в кинотеатры «Притяжение» — историю о любви и ксенофобии, в истоках вдохновения для которой легко опознавался «Район №9».
Фильм посмотрели 4 миллиона зрителей — и почти все остались недовольны. Критика тоже не особо миндальничала: сильные стороны в картине были, но спецэффекты космического масштаба терялись на фоне космической же глупости сценария. Тем не менее проект окупился – в основном за счет продажи прав за рубеж. И вот спустя два года Федор Бондарчук выпускает продолжение, которое тоже окупится почти наверняка, поскольку выходит в новогодний прокат. Есть ли какие-то иные, помимо осточертевшего оливье, факторы, которые заставят людей пойти на «Вторжение»? Удивительно, но есть.
Во-первых, герои стали намного симпатичнее. В особенности это касается Юли Лебедевой. В предыдущей части ее характер, кажется, был полностью заимствован из «Войны миров» — фильма, который, согласно расхожей шутке, спонсировали чайлд-фри. Теперь это персонаж, который большую часть времени выглядит абсолютно вменяемым, — но слегка подвинут на задний план. На первом во «Вторжении» находятся те, кто пытается эту чудо-девочку спасти: инопланетянин, отец, бывший парень, перекошенный раскаянием, — и все они опять же выглядят совершенно нормальными, живыми людьми. Впрочем, генерал Лебедев был хорош и полковником — Олег Меньшиков из тех актеров, которые могут вызвать сопереживание, даже играя мебель. Здесь же его роль несколько более функциональна, так что и целительный эффект для картины получился более значительным.
Во-вторых, спецэффекты хорошего качества не только никуда не делись — их стало намного больше. В «Притяжении» Бондарчук так следовал «Району №9», что загнал себя в рамки камерного гетто, где особенно бросались в глаза пустота сюжета и жуткие диалоги. «Вторжение» же скорее напоминает фильм-катастрофу и изобилует масштабным экшеном. Тут и битва вертолета с экзоскелетом, и огромный корабль на орбите, превращение Москвы в Петербург — в общем, есть на что посмотреть. В-третьих, «Вторжение» лишилось звериной серьезности первоисточника и разжилось несколькими неплохими шутками — например, насчет того, что является необходимым условием жизни. Правда, некоторые из них повторяются по четыре раза, но тут уж ничего не поделаешь. Наконец, «Вторжение» пытается разговаривать на актуальные темы — например, о том, что такое фейковые новости и как можно довести до ручки целую планету, всего лишь используя данные в сети. Выглядит это местами ангажировано, особенно на фоне героически носящихся туда-сюда силовых структур в фильме и закона о суверенном интернете в реальности, но все же фильму не вредит.
В общем, работа над ошибками налицо, и новый фильм Федора Бондарчука можно было бы назвать хорошим. К сожалению, главная проблема первой части — отсутствие элементарного здравого смысла в хорошо знакомых зрителю реалиях — осталась на месте. Более-менее стройный на этот раз сценарий Олега Маловичко и Андрея Золотарева насыщен то вещами безумными, вроде явления Гугла в Ростелеком при полном военном параде, то откровенно ненужными, вроде героя Юрия Борисова. Иван — это чуть ли не главная загадка «Вторжения»: в чем его роль, к тому же безобразно прописанная, совершенно непонятно. Даже Учитель со своей «Матильдой» был практичнее: герой Козловского в аналогичной ситуации хранился в стеклянной колбе, пока в нем не возникала надобность. Борисову же приходится бессмысленно мотаться по всему фильму со страшным лицом, произнося картонные реплики и с каждой минутой выглядя все более глупо.
К концу двух с лишним часов таких промахов накапливается слишком много, и становится понятно, что опять не взлетело – вернее, взлетело, но утонуло. Тем не менее прогресс налицо, и с пятого раза может получиться. Это ознаменует новую эру в нашем кинематографе, а именно — когда еще кто-нибудь в России возьмется снимать фантастический блокбастер, результат будут сравнивать уже с Бондарчуком, а не с Бломкампом.