8 самых интересных спектаклей января
VR-спектакль о гибели Романовых, гастроли Коляда-театра, премьера от отца и сына Ефремовых, мрачновато-смешная комедия масок и моноспектакли по пьесам Вырыпаева и Данилова — Time Out выбрал, на что сходить в театр в январе.
«Lе Тартюф. Комедия», Театр на Таганке
«Тартюф», пожалуй, самая известная и широко ставящаяся до сих пор пьеса Мольера — наверное, потому, что лицемерие и доверчивая глупость никуда не исчезли. На сцене Таганки ее в 60-х ставил Юрий Любимов, теперь же новую версию представит Юрий Муравицкий. Для режиссера, известного в первую очередь работой с современными текстами, это будет редкий случай обращения к классике. Тут, конечно, не стоит ждать костюмного историзма — вскрывать мольеровскую комедию решили через средневековые фарсы, а это значит яркие сатирические краски, эксцентрическая актерская игра и непристойные шутки. И точно будет красиво — за сценографию и костюмы отвечает Галя Солодовникова.
30, 31 января
Купить билеты
«Женщина-змея», Театр на Малой Бронной
Сложно себе представить, чтобы сказка о прекрасном принце, заколдованной принцессе и чудовищах с отрастающими конечностями, была бы одинаково интересна и детям, и взрослым. Но режиссеру Олегу Долину удалось поставить именно такой спектакль. Для этого он выбрал стилистику комедии дель арте — итальянской комедии масок, и сделал прием открытым: актеры совершенно не скрывают, что играют. Вместо хитроумных сценических механизмов — декорации из папье-маше, вместо огромных вентиляторов — веер и «вручную» развевающееся платье. Обаятельная буффонада, злободневные шуточки и очарование волшебной сказки Карло Гоцци — то, что надо, чтобы продлить праздник.
7, 8 января
Купить билеты
«Путь к сердцу», Мастерская Петра Фоменко
Фото: Анна Белякова
Точное отражение современной российской реальности в сочетании с соответствующей ей долей абсурда и юмора делает пьесы Дмитрия Данилова сверхпопулярными — за несколько лет его «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой» обошли с десяток театров по всей стране. Текст, выбранный Алексеем Кузминым-Тарасовым для нынешней постановки, изначально являлся либретто для монооперы, но в «Мастерской Фоменко» сменил жанр на драматический. В центре рассказа героя в исполнении Игоря Войнаровского — любимая женщина и их странно-болезненные отношения, в какой-то момент переросшие в зависимость — зависимость от итальянской кухни.
8, 24, 31 января
Купить билеты
«Сейчас», Боярские палаты
С заряженными особой ритмикой пьесами Ивана Вырыпаева нужно обходиться осторожно — отойдешь от текста, и магия пропадает. Потому, наверное, формат читки, когда многократно повторенные слова и конструкции вводят зрителя в подобие транса, — один из лучших способов переносить на сцену тексты драматурга, скрещивающего натурализм с метафизикой. В своем минималистичном моноспектакле по «Невыносимо легким объятиям» Павел Михайлов из «Питерской театральной тусовки» пошел именно таким путем: только читка в микрофон, дымчатые проекции и саунд-арт, столь подходящие пьесе (один из персонажей — Вселенная). Ну и еще аквариум с золотой рыбкой Орландо — концентрат человеческого одиночества, преодолеть которое можно только почувствовав в себе загадочный «импульс».
10 января
Купить билеты
Гастроли Коляда-театра, ТЦ на Страстном и Боярские палаты
«Калигула», Коляда-театр
Приезд екатеринбургского Коляда-театра в Москву во второй половине января — многолетняя традиция, о которой театралам напоминать не нужно. Однако если вы вдруг еще не знакомы с постановками знаменитого Николая Коляды, грядущие гастроли на двух московских площадках представляют вам широчайший выбор из 33 названий (и это меньше половины репертуара!). Здесь спектакли режиссера и по собственным пьесам, и по текстам учеников, и по самой разнообразной классике. Но все неизменно — в стиле русского балагана с его бешеной энергетикой и китча, переходящего все мыслимые и немыслимые границы. Павлопосадские платки и игрушечные ждуны, сарафаны и тельняшки, пластиковые стаканчики и самовары сочетаются здесь в одной эстетике — безумной, но родной и понятной для всех, кто хоть раз выезжал за пределы Садового кольца.
13 января — 2 февраля
Купить билеты
«Посадить дерево», Театр «Практика»
По сюжету пьесы Отец и Сын приезжают на поле за городом, чтобы совершить священный долг каждого мужчины — посадить дерево. Но все начинает идти не по плану… За постановку комедии Алексея Житковского взялась Марина Брусникина, пригласив на роль вспыхивающего по малейшему поводу Отца того, кто для нее подходит как нельзя лучше, — Михаила Ефремова. А на роль Сына — его же собственного сына Николая, выбравшего ту же актерскую стезю, что и родители. Продюсирование проекта взял на себя Леонид Роберман, благодаря чему спектакль можно будет увидеть как на камерной площадке «Практики», так и на большой сцене Театра им. Пушкина.
13–15, 21 января
Купить билеты
«Я убил царя», Новое пространство Театра Наций
Два с половиной года назад в Москве состоялась премьера первого VR-спектакля — 10-минутной «Клетки с попугаями» Максима Диденко. С тех пор пару раз подобные опыты привозил фестиваль «Территория», и каждый был длиннее предыдущего. Теперь столичные любители нового формата дождались полноценного 1,5 часового спектакля — причем сходить можно даже дважды: все снятые эпизоды в сумме занимают больше двух часов, и за раз все посмотреть физически не успеваешь. Режиссер Михаил Патласов в качестве сюжета выбрал историю расстрела царской семьи, взяв за точку зрения взгляд царевича Алексея — считается, что его убивали одним из последних. Адепт документального театра, Патласов два года собирал архивные фотографии и документы, чтобы сделать свой рассказ максимально достоверным.
16–31 января
Купить билеты
«Йокнапатофа», Театр им. Маяковского
Фото: Сергей Петров
К роману Фолкнера «Когда я умирала» Карбаускис уже обращался в начале своей карьеры, работая в Табакерке. Спустя 15 лет режиссер решил вернуть его на сцену со своими студентами-третьекурсниками под новым названием «Йокнапатофа» — так писатель назвал вымышленный округ Миссисипи, куда селил персонажей своих произведений. Семья в лице вдовца и пятерых детей отправляется в другой город, чтобы похоронить там жену и мать — такова была ее воля. Эта поездка с гробом растягивается на десять дней, превращаясь для героев в путешествие по собственной жизни.
19 января
Купить билеты