5 фильмов для тех, кто не любит Новый Год
Для кого-то Новый Год — самый любимый праздник на свете, а лучший фильм — это «Ирония судьбы, или с легким паром». Кто-то относится к этому празднику вполне равнодушно, и им подойдет любой любимый фильм. А кто-то каждый раз ждет, чтобы елки, мандарины и хлопушки быстрее закончились — для таких, например, режиссер Терри Цвигофф снял саркастичную комедию «Плохой Санта», высмеивающую стереотипы о главном герое зимних празднеств. Редакция Time Out вспомнила еще пять картин для тех, кто не любит Новый Год.
Залечь на дно в Брюгге (In Bruges, 2008, реж. Майкл Макдона)
Пожалуй, лучшего кино, чтобы отбить праздничное настроение, просто не придумать. Местами смешная, местами очень смешная, а местами крайне депрессивная черная комедия о двух киллерах, которые уезжают в маленький туристический городок в Бельгии, чтобы скрыться после случайного убийства. Собственно, конфликт между погруженным в мрачные раздумья героем Колина Фаррелла и праздничной обстановкой предрождественского Брюгге и составляет полотно фильма: как поется в одной песне, «у всех тут праздники, а я в них не участвую».
Кто знает, сколько еще вот таких Рэев (так зовут героя) бродит по улицам, мучимых совестью — скажем, от того, что не успел купить вовремя банку горошка для оливье?
Страна 03 (2015, реж. Василий Сигарев)
Фильм, который показывает, как выглядит Новый Год в России во всей его красе и, пожалуй, одна из самых смешных российских комедий. Девушка из села Малые Ляли под Екатеринбургом едет на смену в продуктовый ларек накануне 31 декабря, где ее ждут нетерпеливые коллеги, уже готовые праздновать. Путь окажется долгим и не без приключений: на своем пути Ленка встретит всю архетипическую фауну российской действительности – от сорокалетних девственников и всезнаек до таксиста под барбитуратами в исполнении Евгения Цыганова и сумасшедшего ловеласа (лучшая роль Гоши Куценко за последние лет десять).
Осторожно, заложник! (The Ref, 1994, реж. Тед Демме)
Новый Год ведь семейный праздник? Племянник знаменитого режиссера Джонатана Демме («Молчание ягнят») считает, что не всегда и не для всех. И точно не для героев его фильма — когда к ним, мирной с виду супружеской паре, врывается вор и берет их в заложники, выясняется, что милейшие с виду муж и жена просто ненавидят друг друга. А когда к ним на рождественское торжество приходят еще и такие же сумасшедшие родственники, бедолаге-грабителю ничего не остается, кроме как взяться их мирить.
Несмотря на то, что в целом этот фильм самый не злой из нашей подборки, а в конце будет хэппи-энд, нельзя не отметить, как смело и нахально режиссер высмеивает все традиционные атрибуты зимних празднеств и ставит под сомнение их ценность.
Крампус (Krampus. 2015, реж. Майкл Догерти)
Еще одно кино о том, что Новый Год — праздник не для всех. Формула проста, как два пальца: в канун Рождества в одну очень недружную семью приходит не Санта-Клаус, которого они, впрочем, и не особо ждали, а тот, кого они уж точно ждать не могли — жуткий демон, антипод «снежного деда», движимый воспитательными целями. И методы дрессировки у него не из приятных.
Интересно, что Крампус — реальный персонаж австрийского фольклора, которым пугают детей, если те плохо себя ведут. В общем-то, если вы не любите Новый Год за милую и теплую атмосферу, то этот фильм вас точно обрадует. Мрачный и в меру жесткий хоррор о том, что недружные семьи праздника не заслуживают — только порку.
Санта на продажу (Rare Exports, 2010, реж. Ялмари Хеландер)
Культовый в Финляндии хоррор о том, что и сами Дед Мороз и Санта (или, если быть точнее, их финский коллега Йоулупукки) далеко не всеми воспринимаются, как нечто положительное. В конце концов, Новый Год – языческий праздник (в отличие, кстати, от католического Рождества), а значит, наличие какой-нибудь дикой древней хтони в нем может быть оправдано самой природой. Так и в «Санте на продажу»: американский делец раскапывает сопку в Лапландии, где, согласно древним легендам саамов, должен быть скрыт финский Дед Мороз — однако тот оказывается той еще бестией, да еще и со свитой злобных эльфов.
К слову, у фильма богатый потенциал для отличного сериала — из его мифологии можно черпать сюжеты, пока у Йоулупукки борода не отвалится.