5 лучших не-вестернов Клинта Иствуда
«Птица»
(Bird, 1988)
Иствуд всегда был большим поклонником музыки – например, в своем фильме «Поющий по кабакам» он сам исполнил роль кантри-гитариста. Но особенно ему по вкусу джазовая музыка, так что фильм про саксофониста Чарли Паркера, скончавшегося на пике своей карьеры от героиновой зависимости, для него был проектом совершенно особенным.
«Мосты округа Мэдисон»
(The Bridges of Madison County, 1995)
Фильм, о котором часто многие забывают, а между тем – один из самых лиричных и нежных у достаточно грубого и маскулинного режиссера. Мелодрама о двух взрослых людях, полюбивших друг друга на четыре лучших дня в своей жизни, приковала зрителей к экранам за счет шикарного актерского дуэта Мэрил Стрип и самого Иствуда, который и без того всегда был настоящим секс-символом.
Помимо, собственно, классической мелодрамы, в фильме полно поэтических образов: от судьбоносного прошлого в виде дневника героев до мостов, что фотографирует герой Иствуда, вынесенных в название.
«Таинственная река»
(Mystic River, 2003)
Книги Денниса Лихейна, одна из которых легла в основу сценария, отличает от других криминальных романов обязательный мотив неизбежного рокового наказания за проступки.
В «Таинственной реке» удивительно точно показано, как однажды допущенная ошибка может повлечь за собой целый ряд страшных событий: убийство маленькой девочки вскрывает нелицеприятные тайны жителей маленького городка, которые таились под покровами прошлого. Этот фильм показывает, что Иствуду под силу любой жанр – даже почти хичкоковский триллер.
«Подмена»
(Changeling, 2008)
Как ни странно, такой режиссер, как Иствуд, очень нужен России: он пользуется непререкаемым авторитетом и позволяет себе снимать все, что захочет, не оглядываясь на тренды и политику. «Подмена» могла бы легко сойти «за свою» в нынешнем #metoo-десятилетии, но картина заговорила о дискриминации женщин задолго до Харви Вайнштейна и эпохи феминизма в кино.
Клинт проходится по всем и сразу: безразличие американской судебной системы, стратификация общества и отсутствие реальных прав у женщин – как в Америке 1920-х, потрясенной страшными убийствами детей, так и в Америке 2000-х, где об этих убийствах боятся говорить до сих пор.
«Гран Торино»
(Gran Torino, 2008)
Помимо очевидной ценности фильма – хорошо сколоченной, как дом главного героя, драмы с уклоном в боевик, «Гран Торино» хорош еще и тем, что через личную историю показывает глобальные последствия политики Джорджа Буша-младшего, в погоне за достижениями на Ближнем Востоке «прозевавшего» внутреннюю политику страны.
Для Иствуда это и в некотором роде личная исповедь: он один из немногих столпов американской гордости и чести среди расплодившегося беззакония, который готов стоять насмерть за то, что ему дорого. Хоть это даже и просто автомобиль, название которого вынесено и в название фильма.