Рецензия на фильм «Сквозь снег»
В 2014-ом году было принято решение распылить вещество искусственного охлаждения СW-7, чтобы избежать глобального потепления. Однако эксперимент вышел из-под контроля, и в мире наступил ледниковый период. Спастись удалось лишь нескольким тысячам человек, которые нашли пристанище в экспрессе железнодорожного магната Уилфорда (Эд Харрис). Те, кто смог купить себе дорогие билеты, оказались в начале поезда, где полно еды и роскоши, а все остальные остались жить в грязных задних вагонах-бараках. С момента катастрофы прошло семнадцать лет, и бедняки готовят очередную революцию, во главе которой должны встать старик Гиллиам (Джон Херт), решительный мужчина Кертис (Крис Эванс) и молодой парень Эдгар (Джейми Белл). Когда Кертис окончательно убеждается, что у солдат Уилфорда не осталось боеприпасов, он дает сигнал к началу восстания — так начинается кровавый путь к свободе и правде.
Отрадно, что после выхода сатирической социальной драмы «Паразиты» спустя полгода в российском прокате появляется еще один фильм Пона Джун-хо — «Сквозь снег» 2013-ого года. Возможно, и неплохо, что он вышел только сейчас: отечественный зритель уже более подготовлен для знакомства с южнокорейским кинематографом. Хотя называть «Сквозь снег» чисто корейским фильмом не совсем правильно — он снят при участии Чехии, с привлечением именитых голливудских актеров и кинокомпании The Weinstein Company, а в основе и вовсе лежит одноименный французский графический роман Le Transperceneige. Однако от комикса осталась лишь фабула, а остальное сказывается только на масштабе и зрелищности, и в целом «Сквозь снег» — это сочетание характерных для южнокорейского кино дикости, эксцентричности и специфической эстетики. Последняя выражается в неуютных деталях интерьера, отталкивающих образах персонажей, а также в масштабных экстремальных сценах и виртуозных кадрах мчащегося в снегах поезда.
В фильме переплелось множество характерных для Пона Джун-хо идей — тема межклассовых противоречий, ставших основой «Паразитов», проблема экологии, проявившаяся в «Окче» и «Вторжении динозавра», тема человеческой жестокости, которую автор исследовал в «Воспоминаниях об убийстве». Все эти лейтмотивы остаются до боли актуальными и сейчас, поэтому некая сказочность картины уже не воспринимается таковой. Научно-фантастический жанр довел темы социального неравенства и экологические проблемы до апофеоза, приправляя все это идеями тотального подавления и искусственного сокращения населения ради всеобщего блага, но вместе с этим все происходящее в фильме выглядит не менее реалистично и, более того, пугающе точно отражает нынешнюю ситуацию во многих странах, в том числе и в России.
Камерный формат картины создает ощущение дискомфорта и визуально усиливает межклассовые различия, придавая происходящему экстрима. И это только помогает Джун-хо успешно исследовать человеческую природу, которая беспокоит его не меньше, чем мироустройство и «гнилая система». Фильм беспощадно стирает границы между плохими и хорошими, показывая, что любой человек ради выживания способен бросить ближнего, идти по головам и даже совершить детоубийство. Каждый из актеров, будь то Тильда Суинтон, воплотившая образ фанатика, или отошедший от героического амплуа Капитана Америки Крис Эванс, потрясающе исполнили роли, сполна передав античеловеческие качества своих героев.
Тем не менее «Сквозь снег» — далеко не самая пессимистичная картина режиссера. Как ни странно, в фильме, несмотря на его камерный формат, который заставляет чувствовать себя пленником в этом аду, оптимизма куда больше, чем в тех же «Паразитах»: железные стены, отделяющие героев от внешнего мира, придают уверенности, что все плохое происходит только в пределах поезда, и где-то там должна быть свобода и лучший мир. А герои «Паразитов» не ограничены ничем, и осознание того, что горькая реальность преследует их везде, убивает всю надежду.