«Кто я — Дед Мороз или священник»: как Снегурочки и Деды Морозы пережили Новый год
Пока мы отдыхали в новогодние праздники, они работали не покладая рук. Мы доедали оливье, а они по мере сил поддерживали веру в сказку. Они дарили людям праздник несмотря на дождь, неудобные костюмы, пьяных клиентов и скептически настроенных детей. Они — аниматоры, играющие Деда Мороза и Снегурочку. Пока воспоминания о каникулах окончательно не выветрились, Time Out предлагает послушать их истории о своей работе. Внимание! Если вам нет восьми лет, не читайте этот текст, чтобы не разочароваться.
Роман Никонов
Впервые я надел костюм Деда Мороза более года назад. Некоторые Деды Морозы сейчас танцуют современные танцы, например, Gangnam Style. Но я против этого, ведь Дед Мороз у нас русский, а не южнокорейский.
В одном из моих сценариев несовременный (не будем говорить туповатый) Дед Мороз делает вид, что он ничего не понимает в гаджетах, и призывает людей больше встречаться и общаться вживую, а не сидеть в соцсетях. Он включает своей глуповатый юмор и веселит людей.
До 4-5 лет дети верят в Деда Мороза на 100%, после 6-7 у них возникают сомнения, а после 8 они исподтишка улыбаются и понимают, что ты, грубо говоря, какой-то переодетый чувак. Но моя задача — доигрывать свою роль до конца, верят дети или нет. «Дедушка Мороз — это я, а остальные, может, и переодетые, не знаю», — говорю я им. В конечном итоге они все равно смеются, ждут от меня подарки. Так или иначе оказывается, что Дед Мороз — это самый добрый персонаж в сказочном хит-параде.
Самое сложное в работе — это плотный костюм и тяжелая борода, в которых ты задыхаешься даже на улице. Во время танцев и хороводов сердце чуть не выпрыгивает из груди. Все эти спортивные телодвижения даются сложновато. Вторая сложность — это голос Деда Мороза. Когда ты говоришь таким голосом хотя бы минут 10-15, то он у тебя сильно садится. На следующий день ты уже хрипишь. У меня дома куча лекарств. А если будешь говорить обычным голосом, то все поймут, что никакой ты не Дедушка.
До 4-5 лет дети верят в Деда Мороза на 100%, после 6-7 у них возникают сомнения, а после 8 они исподтишка улыбаются и понимают, что ты, грубо говоря, какой-то переодетый чувак. Но моя задача — доигрывать свою роль до конца, верят дети или нет.
У меня несколько Снегурочек. Есть более или менее нормальные Снегурки, есть девушки-аниматоры с малым опытом, а есть такие, которые выступают в качестве организаторов. Последние очень много о себе мнят и всегда забирают себе больше денег, чем Дед Мороз, даже если ценник у них одинаковый. Иногда они даже не скидывают партнеру сценарий праздника, и в итоге Дед Мороз только сидит и отвечает «да» на вопросы Снегурочки. Такие ситуации мне не нравятся. Снегурочек, с которыми можно сработаться, процентов 10. Найти хорошую Снегурочку — это целая эпопея. Идеальный вариант — это работать с мужем или женой. Тогда уж вы либо вместе отжигаете, либо вместе произносите заученный текст, в который мало кто верит.
Я всю жизнь работал на корпоративах со взрослыми зрителями. Взрослых я никогда не боялся, потому что они сознательно хотят попасть в детство, и мы, аниматоры, им в этом помогаем. С детьми сложнее, им нужно только самое доброе и самое нежное, с ними нельзя пошутить: «Привет, сегодня Дед Мороз выпил». Текст ограничен. Еще бывает тяжело, когда 50 детей выстраиваются в очередь и начинают тебе читать стихи. В какой-то момент Снегурочка говорит, что Дед Мороз может послушать еще только десятерых, и тогда остальные малыши начинают плакать. Ты им говоришь: «Я хочу всех послушать». И они начинают тебя дергать: «Послушай меня, меня!» В такие моменты я забываю, кто я — Дед Мороз или священник.
Эмилия Кургузова
Я портной широкого профиля и очень люблю шить. А еще я с детства была клоуном и весельчаком. Кто-то питается негативом, а я — юмором. Мне обязательно нужно из человека вытащить улыбку. Я работала и официантом, и поваром, и кондитером, и администратором, и на ипподроме. Одно время я очень хорошо зарабатывала — до 200 тысяч рублей, — но вдруг поняла, что чего-то не хватает. Мне хотелось работать с детьми.
Я устроилась аниматором в отель, начала сама шить костюмы и поняла, что попала в цель. Позже я создала свою команду аниматоров — творческое объединение «Карамельки», в котором участвует уже 25 человек. Мы открылись как волонтеры, чтобы бесплатно выступать перед детками.
Десять лет назад я начала выходить Снегурочкой и делаю это ежегодно. При этом каждый год говорю коллегам: «Ребят, в следующем году я точно не буду Снегурочкой». Но все равно шью новые костюмы и выхожу к детям. Голова моя говорит «стоп, все», а душа – «нет». Меня вдохновляет эта роль. Чтобы быть хорошей Снегурочкой, нужна доброта и любовь к детям. Я поняла, что дети лечат душу. Помню, одна девочка, уезжая из отеля, пришла ко мне попрощаться и принесла рисунок с Крошем из «Смешариков» и с надписью «Я тебя люблю». Я заплакала. Этот листочек я до сих пор храню.
В этом году мне показалось, что дети стали более закрытыми. Им стало сложнее играть, визжать, плясать, улыбаться. У многих деток сердца, как у Кая, заморожены. Возможно, из-за интернета и гаджетов. Но нам все равно удается их веселить и раскачивать, благо есть много музыкальных и танцевальных игр.
Иногда дети говорят, что мы не настоящие Дед Мороз и Снегурочка. Недавно девочка сказала, что у нее была Снегурочка и в садике, и еще где-то, причем все они были разные. Я сказала, что все мы из сказочной страны, где живут существа, которых дети нарисовали на бумаге. Детки нас по-разному рисуют, поэтому мы и разные. Она поверила, что меня нарисовала девочка Лена и что мы из волшебной страны.
В этом году мне показалось, что дети стали более закрытыми. Им стало сложнее играть, визжать, плясать, улыбаться. У многих деток сердца, как у Кая, заморожены.
Еще я заметила, что взрослые стали себя нетактично вести. Может, это неправильно с моей стороны, но недавно на корпоративе я одному мужчине дала пощечину. Мы стояли с Дедушкой Морозом и слушали стишки, а этот мужчина подошел ко мне и очень сильно за попу схватил двумя руками. Я развернулась и шандарахнула ему по лицу. У меня такое произошло первый раз в жизни. Я подумала тогда: «О боже, я ведь Снегурка!»
Этот год был какой-то странный. У людей как будто сердечки закрываются. Уже не верят в сказки.
Андрей Пилин
Я управляющий ресторана. Несколько лет назад мы с Эмилией Кургузовой решили создать тандем Деда Мороза и Снегурочки. Это затевалось не ради денег: мы поздравляем детей в многодетных семьях, бесплатно делаем новогодние сказки для детей-инвалидов. Но иногда мы, конечно, работаем и за деньги.
Никаких сложностей в исполнении роли Деда Мороза, по-моему, нет. Песню «В лесу родилась елочка» все знают, а там уже дело техники. Но иногда я испытываю стеснение оттого, что играю Деда Мороза. Бывает неловко перед знакомыми, которые знают меня как управляющего рестораном. Зато когда ты надеваешь костюм и выходишь к детям, то забываешь обо всем, абстрагируешься от всех своих проблем и забот. Это прикольно! А еще тебя никто не узнает. Если у тебя есть какие-то комплексы, то здесь ты полностью раскрепощаешься.
В этом году я поздравлял дочку своего друга. Поначалу она была напряжена, плакала и говорила, что я не настоящий Дед Мороз. Я ей показал письмо, которое она написала Деду Морозу с просьбой о подарках. Рядом были ее родители, которые шутками разрядили обстановку. Потом начались игры и хороводы. В конечном итоге она поверила, что реальный Дед Мороз выполнил все ее желания.
Когда надеваешь костюм и выходишь к детям, ты забываешь обо всем, абстрагируешься от всех своих проблем и забот. Это прикольно! А еще тебя никто не узнает. Если у тебя есть какие-то комплексы, то здесь ты полностью раскрепощаешься.
В нашем тандеме со Снегурочкой она главная. Я Дедушка Мороз, про которого Снегурочка часто говорит: «Дедушка устал, он сейчас посидит, а мы пока поиграем». Но когда она устает, то я могу предложить, например, поиграть в игры, которые я знаю — то есть мы прикрываем друг друга.
Во время праздников, когда я выступаю в роли Деда Мороза, я не могу позволить себе пить алкоголь. Если гости хотят выпить со мной, я их поддержу, выпив морса или сока. Конфликтных ситуаций у меня не бывало, а вот Снегурочкам в этом плане сложнее. Не знаю, может, Деда Мороза больше любят и уважают…
Эти праздники ничем не отличаются от предыдущих, все то же самое. Люди, которые зарабатывают на этом деньги, наверное, заметили, что заказов стало меньше, но для меня в этом нет ничего страшного: если нет заказов, то мы идем играть бесплатно.
Юлия Тарасьян
Юлия ВКонтакте
Я ведущая праздничных мероприятий. Мой муж давно работает в анимационной сфере, он меня и сподвиг выступать в роли Снегурочки. Два года назад он сказал: «Юленька, давай будем Дедом Морозом и Снегурочкой!» Я сказала: «А почему бы и нет!» Пошили костюмы и отправились в путь. Мне это очень понравилось — дарить детям пусть призрачное, но все-таки счастье. Многие дети верят в это, а те, кто не верит, подыгрывают родителям, лишь бы дождаться подарков. «Так уж и быть, мама, мы поиграем с Дедом Морозом и Снегурочкой, но главное, чтобы он принес подарки». Приходит дядя в костюме, ты ему подготовил валюту в виде стихотворения и танца, а он за это тебе дает подарок — такой происходит обмен.
Наверное, еще с языческих времен сложился образ Снегурки — стройной красавицы с белой кожей, голубыми глазами и длинными волосами. Когда я себе на замену ищу аниматора, то это первый критерий выбора. Брюнетка — не Снегурочка. Еще важен возраст: Бабой Ягой можно быть всегда, а вот Снегурочкой только примерно до 30. Снегурочка должна быть доброй и сказочной: нужно забыть, что ты Юля, и говорить только сказочным голосом.
Многие дети верят в сказку, а те, кто не верит, подыгрывают родителям, лишь бы дождаться подарков. «Так уж и быть, мама, мы поиграем с Дедом Морозом и Снегурочкой». Приходит дядя в костюме, ты ему подготовил валюту в виде стихотворения и танца, а он за это тебе дает подарок — такой происходит обмен.
Снегурочка играет особенно важную роль, когда дети маленькие. У многих детей до пяти лет, которые в первый раз видят Деда Мороза, возникает шок. Какой-то бородатый дед заходит в квартиру… Ребенок может заплакать. А когда в помещение заходит добрая Снегурочка, дети к ней тянутся, и уже она знакомит их с Дедом Морозом.
В этом сезоне мы работали с 15 декабря по 8 января без выходных. Для нас, как и для всех артистов, ведущих, аниматоров, диджеев, новогоднее время — это возможность хорошо заработать, а до и после этого бывают пустые месяцы без работы. Кстати, в этом году люди стали больше экономить: в прошлом году у нас были заказы по 30 минут, а в этом году те же заказы, но по 15 минут. Небольшой спад есть, но на общем объеме работы он не сказался.
В этом году мы впервые выступали у богатых клиентов, у которых два дома. В одном доме находятся гараж и помещение для обслуживающего персонала, а второй дом — в виде замка — для хозяев и их ребенка. Они нарядили гигантскую елку, которую не могли обхватить даже восемь взрослых. Они нас не предупредили, что мероприятие будет проходить на улице, а я была только в шубке — она хоть и шубка, но очень прохладная. А обута я была в сноубордические ботинки, я просто в этом приехала. Дети меня называли Снегурочкой-сноубордисткой. Это был очень интересный опыт, а то все квартиры да квартиры!
Стасис Корбиков
Я работаю ведущим праздничных мероприятий и провожу игры в «Мафию» для детей и взрослых. В первый раз я надел костюм Деда Мороза (точнее, Санта-Клауса) в двадцать лет во время студенческих междусобойчиков. У меня это хорошо получалось, поэтому я решил серьезно этим заняться, и зимой 2016 года я купил хороший костюм, начал разрабатывать свои программы и работать с разными Снегурочками.
В этом году у меня была полностью своя программа. Я выходил под музыку «Цвет настроения красный», выезжал на заказ с минипигом, который радовал и детей, и взрослых. Дети гладили его и играли с ним. Это было забавно и символично в год Свиньи.
Некоторые говорят, что я слишком стройный и молодой для Деда Мороза, но я обычно шучу: «Да, я молодой, 120 лет мне всего». Под костюм я надеваю куртку или пуховик, чтобы костюм смотрелся более массивным, и использую грим.
По моему опыту, образ Деда Мороза должен быть максимально полным. Нужно иметь реквизит и бодрящую музыку. Костюм, ногти, парик — все должно быть чистым и не замусоленным. От тебя не должно пахнуть перегаром. Во время выступления у тебя всегда должно быть хорошее настроение вне зависимости от того, что у тебя происходит в жизни. Еще важно быть пунктуальным: опаздывать к заказчику нельзя.
Самое сложное в работе Деда Мороза — это удивить, потому что дети любознательные, они часто уже все знают. Я всегда стараюсь придумать что-нибудь, например, у меня есть фокус с чипсами Pringles. Я показываю ребенку банку чипсов, он дует на крышку и сдувает вместе с крышкой дно. Банка оказывается пустой, но потом я с помощью волшебства вытаскиваю из нее конфетки и шоколадки.
По моему опыту, образ Деда Мороза должен быть максимально полным. Нужно иметь реквизит и бодрящую музыку. Костюм, ногти, парик — все должно быть чистым и не замусоленным. Во время выступления у тебя всегда должно быть хорошее настроение вне зависимости от обстоятельств.
Я в основном езжу на квартиры, но порой выступаю и в ресторанах. Там к людям нужен особый подход. Недавно мы со Снегурочкой подходили к посетителям ресторана, и те вытаскивали из коробочки новогодние предсказания… Некоторые аниматоры больше любят работать с детьми, чем со взрослыми, а мне без разницы. Бывало, что в ресторанах подвыпившие мужчины приставали к Снегурочке, тогда приходилось обращаться к охране, если она адекватная в этом месте, либо уходить из ресторана. Что делать, такая публика.
Между этими новогодними праздниками и предыдущими я особой разницы не вижу. Некоторые коллеги жалуются, что заказов стало меньше, но на себе я этого не ощутил.
Анастасия Раинская
У меня психологическое образование. Я певица, журналист, президент женской любительской футбольной команды. Еще я ходила на курсы актерского мастерства. А работать Снегурочкой я стала примерно четыре года назад — мне нравится дарить людям праздник.
В эти новогодние праздники я наряжалась Снегурочкой в ресторане практически каждый день. Там народ часто пытается напоить Снегурочку и Деда Мороза. Я особо не пью, поэтому для меня этот момент был напряженным, но иногда все же приходилось соглашаться. Снегурочка в любом случае должна быть активной и обаятельной, и в ресторане я могу просто улыбаться и этим передавать состояние праздника.
В этом году было мало заказов. Раньше мы едва успевали ездить в разные концы города, а в этом году прямо тишина какая-то. Многие клиенты разъехались, а Снегурочек и Дедов Морозов стало больше: чуть ли не каждый третий аниматор этим занимается. Костюмы стали более доступны, поэтому некоторые родители сами поздравляют детей. Если раньше часто заказывали и Деда Мороза, и Снегурочку, то сейчас в основном приглашают только Деда Мороза. Видимо, у людей стало меньше денег. В этом году мы поставили небольшой ценник, но многие люди все равно отказывались, потому что для них это было дорого. В прошлом году 2 000 рублей было вообще ни о чем, а сейчас некоторые аниматоры работают и за 900 рублей на двоих.
С прошлого года я работаю с мужем, он не особо активен в роли Деда Мороза, поэтому мне приходится в основном самой вести программу. Но я к этому уже привыкла, потому что раньше мне часто попадались скучные Деды Морозы, и приходилось самой развлекать клиентов. Многие аниматоры считают, что достаточно надеть костюм, чтобы праздник удался.
В этом году было мало заказов. Раньше мы едва успевали ездить в разные концы города, а в этом году прямо тишина какая-то. Многие клиенты разъехались, а Снегурочек и Дедов Морозов стало больше: чуть ли не каждый третий аниматор этим занимается.
Мне интереснее работать со взрослыми. С детьми я работаю в основном 31 декабря. Сейчас не все дети верят в Деда Мороза и Снегурочку. Однажды мы приехали к девочке с ветрянкой: в прошлом году с Новым годом ее поздравляла бабушка, которая переоделась в Деда Мороза, и девочка обман, конечно, раскусила. Поэтому мой муж старался сделать так, чтобы девочка поверила в нас. Она с нами играла и, как мне показалось, поверила, что мы настоящие.
Некоторые актеры стесняются того, что подрабатывают на новогодних праздниках. Но у меня даже в соцсетях есть фотографии в образе Снегурочки. Я дарю людям праздник — почему я должна этого стесняться?