Красное табу: зачем и как говорить с ребенком о менструации
В век научных открытий, информирования населения и личностного роста, сексуального раскрепощения и изменения понимания института семьи и брака многие люди до сих пор имеют слабое представление о том, как устроено тело, как оно функционирует и развивается. И как следствие, как продолжение невежественных и ханжеских веяний прошлого, мы часто стыдимся своего тела. Сегодня Time Out расскажет о том, почему и как поговорить с ребенком о менструации.
Почему это важно
Не так давно в социальной сети Twitter набрали большую популярность тэги #мояперваяменструация и #перваяменструация, под которыми девушки и женщины поделились воспоминаниями об этом опыте. Почти сразу встречается несколько упоминаний о том, как девочки думали, что умирают при виде крови на белье от первых месячных, поскольку никто с ними не поговорил об этом естественном этапе взросления каждой женщины.
Иногда они получали информацию, но в виде отмашки или достаточно грубой реакции значимых взрослых, потому что эти самые взрослые в свое время также получили слабое представление о том, что происходит во время менструации и как к этому подготовить себя и близких. Многие девочки, оказавшись в этот момент в школе, получали насмешливую реакцию окружающих, что на долгое время связало месячные с непреодолимым чувством стыда и страха.
О проблемах табуирования темы менструации высказывались многие звезды, к примеру известная ведущая и мама двоих детей Тутта Ларсен:
А сколько есть историй о том, как ребенок видел кровь на прокладке в урне и думал, что мама смертельно больна и скоро умрет! И, конечно же, в этом случае ребенку довольно трудно признаться в своем страхе, особенно если он маленький и плохо понимает устройство тела: до определенного возраста дети живут в мире, в котором через маленькую дырочку в теле может вылиться вся кровь.
Светлана Покровская
культуролог
«Тема месячных в современной России является довольно сильно табуированной, несмотря на то, что мы живем в век информационных технологий и большинство знаний находится в свободном доступе. Наиболее ярко это проявляется в языке, как в одной из самых подвижных культурных систем. Даже в приватном общении, в чисто женской компании мало кто будет называть менструацию менструацией или месячными. Скорее всего, будут использоваться различные эвфемизмы: “критические дни”, “гости из Красногорска приехали”, “красные дни календаря”, “эти дни”, “праздники” и т.д. Можно даже по эволюции и распространению таких замен проследить изменение отношения к женщине и ее репродуктивной системе в разных слоях населения. Также любопытно отметить, что в рекламе, например, прокладок вы, за редким исключением, тоже не услышите прямое наименование. Хотя казалось бы — это специализированный контент, где упоминание менструации естественно, но нет.»
Представьте, что вы впервые сели за руль. И на соседнем сиденье нет инструктора, который бы подсказал, как привести автомобиль в движение, на какие педали и в каком порядке нажимать, как переключать скорости, как поворачивать, и каким правилам следуют другие водители на дороге. Вы видите других водителей, но не можете пока с ними поговорить. И при этом вы не можете покинуть автомобиль. Этот «автомобиль» — ваше тело.
Через какое-то время, путем проб и ошибок, вы научитесь им пользоваться, сначала переворачиваться, затем ползать и ходить. Параллельно осваиваете тот загадочный язык, на котором говорят ваши родители и все вокруг. И вот вы уже можете общаться с другими «водителями». Родители учат вас, как ходить на горшок, как самостоятельно одеваться и завязывать шнурки. В необходимости рассказывать детям о важности и технике похода в туалета практически ни у кого не возникает сомнений.
Затем вы идете в детский сад, где появляется больше возможностей для общения со сверстниками, затем в школу. И вдруг ваш автомобиль начинает откидывать капот по утрам или при виде симпатичной девчонки. Или дает течь. В автомобиле, к которому вы привыкли, вдруг происходит что-то катастрофическое. И если вам до этого никто не рассказывал, что такое должно произойти, вы вполне можете подумать о том, что умираете.
Светлана Покровская
культуролог
«Наиболее ярко негативные аспекты замалчивания данной темы продемонстрировал Стивен Кинг в своем романе “Кэрри”. Где главная героиня, воспитанная религиозной фанатичкой, даже не знала, что с ней происходит, потому что мать не только не объяснила, что это такое, но и говорила, что это все проявления греха. Но больше всего шокирует реакция одноклассниц Кэрри! Месячные приходят первый раз к девочке во время душа после урока физкультуры. Она думает, что с ней что-то не то и она умирает. Но девушки в раздевалке только смеются над ней, ничего не объясняя и кидаясь в нее тампонами. И весь ужас Кэрри передан с леденящей точностью. Не менее драматично эти сцены выглядят в двух фильмах снятых по данной книге.»
Этот страх родом из детства: в тот момент, когда общество, родители, соседка по парте или симпатичный мальчик словами или действиями дали понять, что нашего тела и его естественных проявлений нужно стыдиться, что лучше, если этого никто не увидит, мы связываем их со страхом и неприятием.
А часто мы и вовсе не получаем никакой информации. И тогда мы остаемся наедине с детским фольклором, всякими ужастиками или случайно найденной информацией в интернете. Когда мы чего-то боимся, не понимаем или стесняемся, мы стараемся этого избегать. Но загвоздка в том, что от своего тела никуда не денешься. И что же остается несчастным подросткам, раздираемым гормональными бурями?
Только различное самоповреждающее и нарушенное поведение, дисморфофобические расстройства, нарушение схемы тела, нарушения пищевого поведения, депрессия — крики о помощи и попытки «сбежать» из своего тела или сделать его идеальным по представлениям общества или значимых людей. В Международной классификации болезней этим расстройствам посвящены главы и десятки страниц.
Причины их далеко не всегда однозначны и полностью ясны, но порождаемые родителями и другими значимыми взрослыми стыд и страх того, что касается естественных сторон нашей жизни, играют в этом огромную роль.
Девочки, которым родители рассказали, как взрослеет женский организм, откуда берутся дети (спойлер: не из капусты, и не от аиста), которым показали своим примером, как ухаживать за своим телом, любить его и ценить, имеют больше шансов на счастливую и полноценную жизнь во взрослом возрасте. Мальчики, с которыми родители поговорили об особенностях взросления мужского тела, о сексуальном поведении, о взаимном согласии и контрацепции также намного лучше подготовлены к взрослой жизни и к тому, чтобы стать заботливым, понимающим и любящим партнером.
Ведь невозможно любить и уважать другого, если не любишь и не уважаешь себя. Невозможно любить и уважать тело партнера и получать взаимное удовольствие в отношениях — и сексуальное, и просто тактильное, и даже психологическое, — если не любишь и не уважаешь свое тело. Уверенность, уважение и любовь к себе не приходят к нам извне, они всегда внутри нас. И в детстве родители могут или поддержать, напитать их и помочь им раскрыться, или наоборот — затоптать, зажать и задушить.
И это не только про самоощущение и отношения с партнером: если мы относимся к своему телу и его проявлениям как к чему-то постыдному и грязному, нам будет крайне трудно обратиться к врачу и описать свои симптомы. Таких примеров тех самых знакомых, которые до последнего терпели и откладывали визит в больницу из-за чувства стыда, у каждого тоже найдется масса.
При недостаточном информировании девушка может впасть в панику, если менструация начнется слишком рано или слишком поздно, характер выделений будет не таким, как рассказывают подруги, частота или длительность будут отличаться от общепринятых. Она будет считать, что с ней что-то не в порядке, если даже ее месячные не могут попасть в вариант «общепринятых норм», или пропустить тревожные знаки, при которых необходимо срочное посещение врача.
Если девушка будет заранее знать, что ее могут ожидать некомфортные ощущения, она будет готова и запасется обезболивающими или обратится к врачу, который сможет подсказать, как эти ощущения можно смягчить или вовсе убрать. Согласитесь, это гораздо лучше, чем каждый месяц жить в состоянии ужаса и ожидании боли, прятаться от окружающих и своего партнера, отказываться от себя и прелестей жизни, прячась дома, как прячутся женщины в одиноко стоящих домах в странах третьего мира.
Как рассказать девочке об этом важном этапе ее жизни
Помните о том, что половое созревание очень важно — и как здорово, что вы можете с ней об этом поговорить! Детям всегда хочется быстрее повзрослеть, но они не знают, как это будет происходить.
Лучше и логичнее всего заговорить об этом перед началом полового созревания, в 10-11 лет. В этом возрасте девочки уже вполне готовы для восприятия новой информации о себе и своем теле.
А в современном мире с его доступом ко всем видам информации ваша дочь, скорее всего, уже догадывается о том, что ее ждут месячные. Но это не повод откладывать разговор! Спокойное обсуждение подобных вопросов снимает с них ту самую табуированность, которая вредит больше всего. Кроме того, это помогает установить более доверительные отношения между родителями и ребенком.
Часто девочка еще раньше сама заводит разговор о женском теле, его строении и росте из любопытства. Также она уже наверняка видела рекламу по телевизору или то, как мама приобретает любые средства для женской гигиены в магазине. Это вполне может стать поводом для разговора.
Наглядным показателем важности этой темы стало то, что в прошлом году «Оскар» достался короткометражному документальному фильму о менструации «Точка. Конец предложения» (Period. End of Sentence). Он показывает, что уровень информированности все еще достаточно низок и людям необходимо работать в эту сторону.
Вы можете самостоятельно рассказать о гормональных изменениях в целом, о периодах созревания и наступлении менструации, как этапе развития женского организма. Если вам трудно или вы чувствуете пробел в этих знаниях, можете предложить девочке вместе посмотреть энциклопедии или видео по теме. Кстати, хорошее видео в свое время сняли ALWAYS:
Их коллеги из Libresse создали на своем сайте страницу про информирование, которую тоже можно посмотреть вместе с дочерью — или самостоятельно до разговора, выделив для себя темы и вопросы и сформулировав ответы на них.
Расскажите дочери о том, что с наступлением полового созревания женский организм каждый месяц готовится к вероятной беременности, и эта подготовка запускает определенные механизмы в теле.
Чтобы у ребенка не было впечатления, что менструация — это только про кровотечение раз в месяц, а такое может напугать, согласитесь. Будет полезным подробно рассмотреть весь менструальный цикл и его 4 фазы, каждая из которых логически продолжает предыдущую.
Стоит рассказать и про свой собственный опыт в формате, доступном для восприятия ребенком. Дайте необходимую информацию о соблюдении гигиены, мерах предосторожности и ПМС, чтобы девочка чувствовала себя спокойно и уверенно. Информирование о месячных – вклад в телесное и психическое здоровье в будущем.
Говорить о месячных стоит не только с дочерьми, но и с сыновьями. О том, почему это важно, высказалась в своем фейсбуке известный секс-педагог Юлия Ярмоленко:
Если вы не знаете, как подступиться к этой теме в разговоре с детьми, если сами боитесь или стесняетесь произнести вслух слова «секс», «менструация», «эрекция», названия женских и мужских половых органов, есть много отличной литературы для детей и подростков разных возрастов. Например, отличная серия от французских авторов «Энциклопедия сексуальной жизни» в четырех книгах, для разных возрастов, от 7-9 лет до взрослых, которая вышла еще в 90-х годах прошлого века.
И возможно, стоит и самим ознакомиться с вариантом для взрослых, чтобы узнать лучше свое тело и нести дальнейшим поколениям своей семьи не стыд и страх, а любовь и уважение к своему телу. Оно с нами на всю жизнь и делает отличную работу, каждый день сопровождая нас по жизни.
Любите свое тело, заботьтесь о нем и помогайте заботиться окружающим.