7 актрис, ставших режиссерами
На следующей неделе в российский прокат выходит фильм дивы американского арт-хауса Греты Гервиг «Маленькие женщины». Time Out решил вспомнить, какие еще актрисы с удовольствием садились в режиссерское кресло.
Дрю Бэрримор
Всю жизнь прожившая в Голливуде Бэрримор успела попробовать очень много всего (даже, пожалуй, слишком много) – она, например, очень активно продюсирует телешоу, причем не только телеверсию «Ангелов Чарли», но и кулинарные и реалити-программы. Не обошлось и без режиссуры – причем единственный фильм, снятый актрисой, так небанален, что и эту ее карьеру никак нельзя считать второстепенной или неважной.
«Катись!» – первая (и предположим, последняя) в истории кино мелодрама, в которой выход через отчаяние юности в американской глубинке находится в женском хоккее на роликах.
Мадонна
До режиссуры поп-дива дорвалась, только достигнув пика своих селебрити-возможностей и заката брака с Гаем Ричи, – зато в состоянии творить на экране абсолютно все, что заблагорассудится.
«МЫ. Верим в любовь»
Благорассудства пока хватило на парадоксальную инди-оду вокалисту группы Gogol Bordello «Грязь и мудрость» и еще более причудливый (и непонятый, кажется, никем) гимн дорогостоящей королевской беззаботности «МЫ. Верим в любовь».
Сара Полли
Канадская актриса, на еле заметной тревоге в голубых глазах которой во многом строилась кроненберговская «Экзистенция», после двадцати с лишним лет съемок в разнообразном североамериканском инди начала снимать независимое кино и сама – и вдруг оказалось, что режиссер она масштаба, превышающего диетический санденсовский формат.
Ее «Любит/не любит» под видом ромкома с Сетом Рогеном ошарашивала зрителя булыжником неприятной правды о людской природе, а документальная история собственной семейной тайны Полли «Истории, которые мы рассказываем» – и вовсе один из лучших фильмов 2010-х.
Лив Ульман
Ульман, Честейн и Фаррелл на съемках «Фрекен Юлии»
Самый известный фильм, снятый одной из муз Ингмара Бергмана, конечно, без руки шведского демиурга не обошелся – попавшую в основной конкурс Канна «Неверную» (2000) Ульман поставила по его сценарию. Влияние Бергмана ощутимо и в режиссуре звезды «Персоны» и «Осенней сонаты» – подобно ему, она снимает стылые, неудобные трагедии быта, обернувшегося экзистенцией, вписываясь в традицию, начатую Ибсеном и Стриндбергом.
Экранизация «Фрекен Юлии» Стриндберга – последний на данный помент фильм Ульман, в главной роли — Джессика Честейн.
Жанна Моро
Моро-актриса последовательно становилась иконой для нескольких поколений французских кинематографистов – даже тех, что друг друга отчаянно ненавидели.
«Подросток»
Моро-режиссер в двух своих игровых фильмах последовательно разделалась с двумя главными темами своей жизни – актерством и многоликостью в «Свете» и женственностью в «Подростке» – и заодно задала модель поведения для всех будущих див местного кино: по ее примеру пробовали и находили себя в режиссуре такие французские актрисы, как Сандрин Боннер и Жюли Дельпи.
Джоди Фостер
Самая своенравная звезда американского кино 80-90-х всегда хвастала своим, уникальным мнением на любую тему – в том числе и о том, как надо снимать кино. По ее собственным словам, школой режиссуры для нее стали съемки у Дэвида Финчера и Мартина Скорсезе – своими работами, едкими и энергичными, она, впрочем, больше напоминает женскую версию другого постановщика, в фильмах которого играла, – Роберта Земекиса.
Вера Глаголева
В новейшей истории российского кино хватает актрис, из которых получились заметные режиссеры, – вспомнить хотя бы Светлану Дружинину. Но никто из них не снимает кино с такой частотой, как бывшая муза Родиона Нахапетова и звезда бесчисленных позднесоветских мелодрам.
Режиссерская карьера Глаголевой началась еще со «Сломанного света» в 1990-м, но по-настоящему разогналась во второй половине нулевых, добравшись даже до Рэйфа Файнса с Сильви Тестю – те сыграли в глаголевских «Двух женщинах» по тургеневской пьесе «Месяц в деревне».