Рецензия на фильм «Марафон желаний»
Марина (Аглая Тарасова) живет в Воронеже, работает мастером маникюра и собирается замуж за любимого Лешу. Но у Леши есть мама (Юлия Ауг), которая категорически против брака — а у Марины есть подруга (Мария Миногарова), которая уверена: если ты чего-то хочешь, надо всего-то попросить у Вселенной. В результате Марина оказывается в аэропорту «Пулково», где случайно знакомится с молодым поваром по имени Саша (Кирилл Нагиев). Им предстоит вместе лететь в Ханты-Мансийск, но как известно, если что-то может пойти не так — оно пойдет не так.
Прелесть российского кино сейчас в том, что оно полно сюрпризов. Уже нельзя с уверенностью сказать, что отечественные, например, комедии плохи все без разбора: там как минимум есть «Я худею», создатели которого приложили руку и к «Марафону желаний». К тому же фильм о просьбах к космосу сняла Даша Чаруша, которая при большом количестве ролей запомнилась скорее как певица. Трейлер был довольно милым — в России уже года четыре как делают отличные трейлеры. В общем, если бы «Марафон желаний» вышел бы в Новый год, отечественный кинопрокат чествовал бы теперь не «Холопа», а фильм про добрую воронежскую дуреху, которая очень-очень хотела три комплекта белья и заплатить кредит за окна. И еще замуж, конечно.
Если в этих словах чудится презрение к «Марафону желаний», то совершенно напрасно: и технически, и сценарно он в разы лучше нового лидера российских сборов. Это поразительно крепкая работа для дебюта: нигде не провисающая, энергичная и великолепно сыгранная — прежде всего актрисами. В частности, совершенно очевидно, что Аглае Тарасовой намного больше идет комедийное амплуа, нежели роль страдающей ледяной принцессы — хотя тут дело еще и в сценарии, который написали Чаруша и Александр Гудков. Человек из КВН, который никогда не боялся быть фриком, под завязку нашпиговал «Марафон желаний» хорошим юмором, и по сути в лучших своих моментах это разговорное кино, стендап и театр миниатюр в одном флаконе. Во всяком случае, когда Яна Троянова произносит свои монологи о пусси пауэр, зал начинает подвывать. К тому же героини здесь в кои-то веки разговаривают «как в жизни», действие сопровождается симпатичным саунд-треком, а хэппи-энд неумолим. В общем, все, что нужно для счастья.
Проблемы начинаются только в том случае, если посмотреть на «Марафон желаний» как на женское кино о женщинах. Во-первых, моментально всплывает тот факт, что героиня нашла свое счастье в том, что перестала записывать собственные желания и полностью сосредоточилась на реализации мечты молодого симпатичного повара. В России эта линия поведения слишком распространена, чтобы надо было в 2020 году проговаривать ее с большого экрана. Во-вторых, хэппи-энд, который базируется на благодарности и при котором у героев нет общих интересов, а разница в образовании слишком очевидна, обречен примерно через пару недель, что понятно любому зрителю старше 17 лет.
В-третьих — и это самое важное — благодаря отличной актерской игре и живым диалогам «Марафон желаний» выглядит как абсолютно реалистичный паноптикум того, что собой представляет женский мир в России. С одной стороны, невероятно энергичные героини, которые могут не то что коня на скаку остановить, но и в воздуховод протиснуться, и свой салон открыть, и итальянскому повару показать, где в Пулково гении зимуют. С другой, установки вроде обязательного «замуж» в качестве высшей цели и полное непонимание собственных интересов. А с третьей, объединяющей все это стороны, техники вагинального дыхания, ведические жены, беседы с космосом через половые органы, волшебный блокнот «марафона желаний» и объятие с коучем как с мощами Серафима Саровского. И, судя по интервью, создатели картины серьезно верят в последнюю практику — хотя в фильме, почуяв, видимо, неладное, пуляют зрителю в лоб искрящийся золотом монолог о необходимости четкого осознания собственных нужд.
Интересно, когда российское кино тоже осознает, наконец, что именно оно делает?