Рецензия на фильм «Под водой»
«Плыть или не плыть? Вот в чем вопрос», – поняли сотрудники глубоководной станции «Кеплер 822», когда их подводный дом начал разваливаться на куски. Решение и вправду было нелегким: «Кеплер» строили на дне Марианской впадины, то есть на глубине одиннадцать тысяч метров – а это значит, что без спасательной капсулы не всплывешь. Капсул, тем не менее, на всех не хватило, и шестеро человек во главе с капитаном Люсьеном (Венсан Кассель) решили отравиться в пешее путешествие по океанскому дну к ближайшим соседям – к работающей станции «Робак» или к заброшенной станции «Шеппард», которая до сих пор не обесточена и снабжается кислородом. Однако как только люди оказались в воде, стало ясно, что они не одни: в темноте копошились какие-то странные монстры, которые были отнюдь не против закусить человечинкой…
«Под водой» Уильяма Юбэнка – верный и преданный раб своего жанра. Он похож сразу на все фильмы, так или иначе связанные с подводными катастрофами, начиная от «Глубоководной звезды шесть» (1989) и заканчивая «Глубоководным горизонтом» (2016). При этом у него очень много общего с проектами а-ля «Чужой» (и не важно, где происходит действие: в космосе или в воде) и с «Гравитацией», которую в паре эпизодов Юбэнк цитирует слишком уж очевидно. Что же касается хоть каких-либо новшеств, сюжетных или стилистических, то от них режиссер бегает почти с той же скоростью, с какой его персонажи улепетывают от монстров.
В итоге мы получаем не историю, а примитивную сюжетную схему, в которой все источники страха делятся на две группы: страх быть сожранным неизвестной сердитой тварью и страхи техногенного плана (разрушение станции, неисправность скафандра, нехватка кислорода и т.д.). На чередовании этих двух видов опасности и строится весь сценарий. И если «техногенная» линия авторам более или менее удалась, то с чудовищами дела обстоят похуже: после первого знакомства с фауной Марианской впадины у зрителя не остается загадок, а загадывать новые сценаристы не собираются.
Другая проблема – логика, о которой в данном случае вообще лучше не вспоминать. Огромная станция на 300 человек – и нехватка спасательных капсул; заброшенная станция – которая зачем-то обогревается и снабжается кислородом, видимо, кислород и тепло дешевы на дне Марианской впадины. И бесчисленная стая монстров, которые как-то рождались-росли-размножались в условиях голодной диеты, ведь, как объясняет одна из героинь, никаких форм жизни на такой глубине никогда не было. Чем эти твари питались-то? Заблудившимися аквалангистами? Это сколько же аквалангистов должно заблудиться на глубине одиннадцать тысяч метров, чтобы прокормить собой несколько сотен подводных «чужих»?
Впрочем, проблемы с логикой в данном случае – это наследственная болезнь, полученная фильмом от жанра. Но вот характеры персонажей все-таки можно было сделать чуть более выразительными и объемными, а то мы до самого финала не в состоянии понять, кто с кем в каких отношениях. Из-за этого и Венсану Касселю, и великолепной Кристен Стюарт играть практически нечего. Так что единственное, чем может фильм заинтересовать – это верность жанру и неплохая динамика. Важно и то, что сквозь весь этот глубоководный сыр-бор легко прочитывается простая мысль: в экстремальной ситуации выживает не тот, кто сильнее, мудрее и опытнее – а тот, кому есть, о ком заботится. И вот с этим уже не поспоришь.