Рецензия на фильм: «Вальгалла: Рагнарек»
Некогда могущественные боги Асгарда переживают упадок. Тысячелетняя война с великанами истощила их силы, а распутный образ жизни и тщеславие грозят гибелью всего мира. Предотвратить трагедию предстоит двум смертным, которые по случайности оказались в гуще событий.
Тор (Роланд Мюллер) и Локи (Дульфи Аль-Джабури) забредают в дом викингов на родине смертных Мидгарде и забирают к себе в услужение их детей Рескву (Сесилия Лоффредо) и Тьялфи (Саксо Мольтке-Лет). Брат и сестра попадают в Асгард рабами, но если Тьялфи, боготворящий своих господ, готов мириться с таким положением дел, то свободолюбивая Ресква желает вернуться домой. Она склоняет брата и их новоиспеченного друга-великана Кварка (Реза Форгани) к побегу и в странствиях узнает о своем необычном происхождении.
После охватившего весь мир ажиотажа на «Мстителей», название небесного города Асгарда и имя бога грома Тора неизменно ассоциируются с киновселенной Marvel. Многие стали забывать, что их корни лежат вовсе не в марвеловских комиксах, а глубоко в скандинавских легендах. Напомнить об этом решил датский режиссер Фенар Ахмад. Как бы парадоксально ни звучало, при этом за основу своего фильма Ахмад также взял именно комиксы, но отсылающие к классической скандинавской мифологии — а именно на сборник «Старшей Эдды».
Прежде всего, нужно быть готовым, что в «Вальгалле» очень мало красочности и экшена. Фильм изображает Асгард и образы его богов в мрачном и приземленном виде, подчеркивая суровость Скандинавии. После марвеловского Тора многим может показаться это непривычным, но смотреть на скандинавские пейзажи в их подлинном обличии – сплошное удовольствие. Не стоит от «Вальгаллы» ждать и основательного экшна — по сюжету боги погружены в праздность и вплоть до конца фильма предстают перед зрителем чрезвычайно апатичными. Даже финальная битва асгардцев с великанами очень скоротечна, не изобилует боевыми сценами и проигрывает в зрелищности голливудским блокбастерам.
Впрочем, на фильм стоит идти не за спецэффектами. В первую очередь Ахмад, как и в своей ранней картине «Преисподняя», вскрывает подноготную идеальной и благочестивой с виду жизни асгардцев. Подобно Содому и Гоморре небесному городу суждено было пасть за праздность и распутство, которому отдались некогда величественные боги. В назидание зритель видит поучительную легенду, согласно которой гордыня Тора была сломлена из-за проваленных испытаний в Утгарде. Режиссер подчеркивает, что за невежество, жажду власти и распутный образ жизни придется расплачиваться. Все эти лейтмотивы актуальны для современного общества: в то время как люди обожествляют вещи, гоняются за богатством и властью, а разные народы разучились понимать друг друга, «Вальгалла» учит доброте, взаимовыручке, великодушию и умению разговаривать на одном языке.
Весомое значение в «Вальгалле» имеет смертная девочка Ресква — ее персонаж отдаленно напоминает Фродо из «Властелина колец». В картине даже есть практически идентичная сцена, где богиня Фригг (Стине Фишер Кристенсен) с помощью внутреннего голоса призывает девочку раскрыть внутреннюю силу и быть готовой к свершению великих дел – таким же образом Галадриэль давала напутствие хоббиту. Добродетель Ресквы прямо противопоставляется образам тщеславных богов. С помощью истории девочки создатели фильма напоминают: необязательно обладать физической силой, чтобы иметь силу духа — даже юная девочка способна сплотить погруженный в раздор народ.
«Вальгалла» — поучительная и во многом наивная сказка о скандинавских богах и приключениях двух детей в небесном царстве. Такое кино не отличается высоким уровнем подачи драматической линии, масштабным экшном марвеловского размаха или сложной и оригинальной моралью. Однако его простота очаровывает и делает фильм доступным для младшего поколения, а доля мрачности успешно работает на взрослого зрителя. Благодаря подкупающей простоте и аутентичному скандинавскому стилю «Вальгалла: Рагнарек» имеет все шансы найти отклик в сердце зрителя и послужить зрителям толчком для погружения в скандинавские легенды, которые и в наши дни заслуживают репрезентации не только в марвеловской саге.