Будущее рядом. 5 главных российских фантастических фильмов XXI века
«Ночной дозор», 2004, реж. Тимур Бекмамбетов
Лента Тимура Бекмамбетова — один из родителей массового кино в России. «Ночной дозор», снятый по одноименному роману Сергея Лукьяненко и рассказывающий динамичную историю борьбы светлых и темных мистических сил в современной Москве, был выпущен кинокомпанией «Базелевс-продакшн» в 2004 году.
Чрезвычайно успешный роман, полюбившийся российскому читателю, ждал своей экранизации шесть лет, пока Тимур Бекмамбетов вместе с Сергеем Лукьяненко адаптировали сценарий для съемок. На главную роль был приглашен уже тогда известный Константин Хабенский, а производственный бюджет превысил 4 млн долларов. Успех картины превзошел все ожидания: только в отечественном прокате фильм собрал больше 16 млн долларов и стал самым кассовым хитом на тот момент с огромным отрывом.
Сегодня «Ночной дозор» остается самым ранним фильмом, входящим в топ-100 российских картин по кассовым сборам — фантастическая лента запустила волну российских блокбастеров и прорубила Тимуру Бекмамбетову и Константину Хабенскому путь на вершину отечественного кинематографа.
«Обитаемый остров», 2008, реж. Федор Бондарчук
Первую попытку режиссера Федора Бондарчука подхватить знамя Андрея Тарковского («Сталкер», 1979) и Константина Лопушанского («Гадкие лебеди», 2006) в экранизации произведений братьев Стругацких сложно назвать успешной несмотря на признания Бориса Стругацкого, считавшего «Обитаемый остров» лучшей экранизацией их с братом работ.
В 2008 году, когда вышел первый фильм дилогии, российское фантастическое кино еще не окрепло, и «Обитаемый остров» многим казался одним из тех фильмов, которые способны продолжить начинания «Ночного дозора» и вывести отечественную фантастику на качественно иной уровень. Для этого на дилогию Федору Бондарчуку, который за несколько лет до этого выстрелил с «9 ротой», было выделено более 35 млн долларов.
Однако итоговая версия первого фильма вызвала массу споров и разночтений — ленту отчаянно хвалили за масштабность, массовость и работу над визуальной составляющей, но при этом в негативных отзывах отмечалась слабая актерская игра Василия Степанова, исполнившего главную роль, неудачная режиссура и монтаж, породившие хаотичность фильма. В прокате ленте не удалось отбить вложенные средства.
«Трудно быть Богом», 2013, реж. Алексей Герман
Последний фильм Алексея Германа-старшего — безусловно, не массовое кино. Решение о съемках картины по одноименной научно-фантастической повести братьев Стругацких было принято в далеком 1968 году, спустя четыре года после выхода первоисточника, но события Пражской весны отсрочили съемки, и режиссер вернулся к проекту лишь в последний год двадцатого столетия.
Герман работал над лентой более двенадцати лет до самой смерти. Работа не раз прерывалась из-за ухудшающегося здоровья режиссера, в чем неоднократно признавались сам Герман и Леонид Ярмольник — исполнитель главной роли. Однако в начале 2014 года картина все-таки добралась до отечественных экранов. Критики отмечали обилие жестокости, грязи и насилия, слабую проработку сюжета, а также называли фильм артхаусом, непригодным для массового проката.
Действительно, черно-белая фантастика со множеством метафор, аллюзий и визуальных отсылок к фильмам Тарковского оказалась непонятой массовым зрителем и собрала в прокате сумму в десять раз меньше производственного бюджета. При этом в 2015 году фильм получил сразу семь наград премии «Ника», а сегодня считается современной классикой отечественного фантастического кино.
«Хардкор», 2016, реж. Илья Найшуллер
Фантастический боевик был снят режиссером Ильей Найшуллером в 2015 году по собственному сценарию частично на русском, частично на английском языках, поэтому назвать «Хардкор» исключительно российским фильмом нельзя. Идея создания картины возникла у продюсера Тимура Бекмамбетова в 2013 году после того, как он увидел клип Ильи Найшуллера на песни его инди-рок-группы.
«Хардкор» — достаточно новый и интересный взгляд на жанр фантастики и, в частности, фантастического боевика. На съемках режиссер использовал камеру GoPro, создав фильм от первого лица. Участие в картине приняли множество популярных актеров: Данила Козловский, Шарлто Копли, Тим Рот, Равшана Куркова, Александр Паль и даже Сергей Шнуров.
Премьера состоялась на фестивале в Торонто и вызвала смешанные отзывы: критики восхищались тем, как Найшуллер освежает жанр фантастического боевика, используя новую, необычную и энергичную концепцию, но в то же время критиковали ленту за примитивный сюжет и персонажей. Но одного у «Хардкора» точно не отнимешь: именно Найшуллер показал отечественной киноиндустрии, что фантастическое кино можно снимать за относительно небольшие деньги — необходимо лишь иметь тщательно проработанную концепцию.
«Спутник», 2020, реж. Егор Абраменко
«Спутник» режиссера Егора Абраменко не слишком жалуют в России, но обожают на Западе. Премьера картины была запланирована на апрель 2020 года, но пандемия внесла свои коррективы – «Спутник» ушел в онлайн и прошел незаметно. Новое дыхание ему подарила зарубежная пресса, сходу окрестившая его лучшей фантастикой 2020 года. Rotten Tomatoes в своем рейтинге лучших научно-фантастических фильмов XXI века (по одному за год) отметила ленту наряду, например, с «Матрицей», «Дюной» и «Началом».
Чем же «Спутник» так привлек зрительское внимание на Западе? Во-первых, ему повезло выйти в самый разгар пандемии, когда кинотеатры только-только открывались после полугодового простоя, и прокат всех фильмов-конкурентов был отложен на неопределенный срок. Во-вторых, «Спутник» – здорово снятый симбиоз лучших sci-fi проектов прошлого и настоящего: он вдохновлен «Чужим» Ридли Скотта, «Нечто» Джона Карпентера и «Прибытием» Дени Вильнева.
Неудивительно, что приглушенный свет, атмосфера безысходности и Оксана Акиньшина в роли отчаянного нейрофизиолога, столкнувшегося с аномалией, понравились и популярному геймдизайнеру Хидео Кодзиме. Режиссера Егора Абраменко уже пригласили в Голливуд – он снимет хоррор «Страна бога» под чутким продюсерским руководством Мэтта Ривза («Бэтмен», трилогия «Планета обезьян»).