Книжная мода: 5 ярких образов литературных героинь
Точно подобранный образ — важнейший инструмент реалистического романа: он помогает создать соответствующую духу времени атмосферу, расставить необходимые акценты и оттенить важные ситуации. Time Out вместе с крупнейшим книжным сервисом MyBook проследили за туалетом совершенно разных литературных героинь пяти русских классиков: от толстовской Анны Карениной до Ольги из «Циников» Анатолия Мариенгофа.
«Черный шелк»: Маргарита
«Мастер и Маргарита», М. Булгаков
Спектакль «Мастер и Маргарита», постановка Сергея Алдонина
Маргарита Николаевна — чрезвычайно яркая, «хорошая одетая женщина» тридцати лет; она ни в чем не нуждается и может многое себе позволить. Но наиболее важный цвет в ее гардеробе — черный, как бы призванный работать сразу на нескольких уровнях: подчеркнуть характер героини, намекнуть на готическую генеалогию романа («Фауст» Гете) и отразить саму моду 1920-х-1930-х годов. Темный образ булгаковской Маргариты складывается из рассыпанных по роману ремарок: «черное пальто», «черное платье», «черная перчатка с раструбом», «туфли с черными замшевыми накладками-бантами», «черный шелк».
«Нитка жемчугу»: Анна Каренина
«Анна в театре», иллюстрация О. Верейского. 1975 г.
Анна Каренина — сложная, противоречивая героиня (дворянка, сбежавшая с любовником!), одетая, как и все персонажи Толстого, «по моде» своего сословия. Как правило, в психологической прозе Толстого цвета и детали отражают настроения и переживания героев — поэтому мы столь часто встречаем описание туалета Карениной: иногда это «белое с широким шитьем платье» или «маленькая гирлянда анютиных глазок <…> на черной ленте пояса между белыми кружевами», а порой — обшитое венецианским гипюром «черное, низко срезанное бархатное платье» или «светлое шелковое с бархатом платье, которое она сшила в Париже, с открытой грудью» и «белое дорогое кружево на голове».
«Черепаховый гребень»: Ольга
Ольга, с блестящей иронией созданная Мариенгофом как типичная представительница опальной для новой советской власти буржуазии, была страшной модницей. В ее туалете мы обнаруживаем «золотой герленовский карандашик», «большой черепаховый гребень», шляпы и «перчатки цвета крысиных лапок». Самый драматичный вопрос — будет ли в Москве «французская краска для губ?» (это ведь те же богемные двадцатые годы! но в России пролетарская революция), а последними словами, сказанными ей перед смертью, были следующие: «Мне просто противно лежать с ненамазанными губами».
«Вся в черном»: Настасья Филипповна
Юлия Борисова в роли Настасьи Филлиповны
Настасья Филипповна — «колоритная», «необыкновенной красоты женщина» со сложной судьбой и с глазами, «как раскаленные угли». Как и булгаковская Маргарита, она отдавала предпочтение черному — в цвет «темным», «глубоким глазам» и оттеняющему ее бледное, худое лицо: «одетая весьма просто и вся в черном», «в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона…», но порой все же «несколько пышнее, чем следовало». И только на свадьбу, которой не суждено было состояться, она выбрала «богатое белое шелковое платье, цветы, ленты… Бриллианты… Кружева…».
«Бальное платье цвета фламинго»: Лолита
Лолита, дитя своего времени (действие романа разворачивается в конце 1940-х годов), с легкой руки создателя получает соответствующие этому времени образы: Набоков обожал тщательно описывать внешний вид своих персонажей. Вначале мы обнаруживаем Лолиту одетую в «прелестное ситцевое платьице, розовое, в темно-розовую клетку, с широкой юбкой и тесным лифом», «воздушную клетчатую юбку» и «костюмчик из синей шерсти», а чуть позже — уже изрядно повзрослевшую — как типичную американскую школьницу: в свитере, юбке-шотландке и бессменных белых носках под мокасины.
MyBook дарит всем новым пользователям 14 дней премиум-подписки. Активируйте промокод books до 31 марта 2020 — читайте и слушайте любые из 250 тыс. книг.