Рецензия на фильм «Маленькие женщины»
Середина XIX века. Пока в одной части Америки вовсю бушует гражданская война, в другой процветают нищета и голод. В провинциальном городке Новой Англии живет большая и дружная семья Марч — маменька и четыре дочери Мег, Джо, Эми и Бет. Пока глава семейства воюет с южанами, девочки растут и познают премудрости взрослой жизни. В один прекрасный день в роскошное поместье по соседству приезжает загадочный кудрявый юноша по имени Лори, знакомство с которым самым неожиданным образом влияет на жизни четырех сестер
На закате января в российский прокат выходит восьмая экранизация классического романа Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины». В режиссерском кресле — Грета Гервиг. В главных ролях — восходящие звезды Голливуда (Сирша Ронан, Тимоти Шаламе, Флоренс Пью, Элайза Сканлен, Эмма Уотсон) и уже прославленные актеры (Мэрил Стрип, Крис Купер, Лора Дерн).
После триумфа полуавтобиографической «Леди Берд» Гервиг снова берется за историю, основанную на реальных событиях. Правда, с небольшой погрешностью на эпоху. «Маленькие женщины» — один из самых экранизируемых романов в США: ностальгическая история об утекающих мгновениях жизни стала настоящим бестселлером, завоевав сердца миллионов. С 30-х годов примерно каждые десять лет появлялась новая адаптация «Маленьких женщин» — с Кетрин Хэпберн (1933), с Элизабет Тэйлор (1949), с Вайноной Райдер, Кирстен Данст и Кристианом Бейлом (1994). В свое время по книге сняли два аниме-сериала и даже поставили оперу. Казалось бы, зачем сейчас в очередной раз пересказывать на экране знакомую всем хрестоматийную историю?
Как ни странно, в текущей современной повестке именно эта любимая всеми книга, взрастившая не одно поколение американцев, нуждалась в серьезном переосмыслении. Все предыдущие киноверсии были по-своему прекрасными классическими экранизациями, однако Гервиг удалось придать старомодному роману современный контекст. Во многом это заслуга основательно переработанного сценария — в новых «Маленьких женщинах» нелинейный хронометраж: стремительная карусель воспоминаний проносятся перед глазами зрителя, создавая ощущение присутствия в кадре. Местами эпизоды прошлого и настоящего причудливо дублируют друг друга, позволяя взглянуть на героев с разного ракурса.
Отдельный реверанс в сторону актерского ансамбля, который, увы, остался без SAG в этом году — Сирша Ронан (Джо) в образе строптивой барышни эпохи Остин и Бронте, своенравная и противоречивая Флоренс Пью (Эми), которая уже наступает ей на пятки, Мэрил Стрип (тетушка Марч) в микроскопической, но гениальной роли сторонницы традиционных ценностей. А бесконечно прекрасные Тимоти Шаламе и Луи Гаррель выступают скорее в качестве главных украшений фильма, без которых он — подобно елке в Новый год — не засверкает.
К слову, «Маленькие женщины» буквально пронизаны атмосферой рождественской сказки (недаром в Штатах прокат фильма стартовал 25 декабря) — такое сосредоточение добра, нежности и домашнего уюта можно ощутить разве что в раннем детстве, когда сердце еще хранит веру в чудеса. Это эфемерное чувство, бережное перенесенное со страниц оригинального романа на большой экран, ювелирно оттеняют тоскливые фортепьянные нотки композитора Александра Деспла и изящные планы оператора Йорика Со Ле.
При этом «Маленьким женщинам», естественно, не чужд и феминизм в современном его понимании: сестры Марч стоят перед муками выбора — карьера против семьи, брак по расчету против брака по любви, — которые ни на секунду не перестали быть актуальными и для нас с вами.