Почему на подиуме и в рекламе все чаще появляются взрослые модели
Журналист Таня Решетник о том, почему иностранные и российские модные марки выбирают в качестве моделей мужчин и женщин старшего возраста.
До недавних пор юность наравне с худобой оставались единственными подиумными константами. На показах сменялись сезоны, клетка теснила полоску, а фуксию — пудровый оттенок, но одно оставалось неизменным — все эти тенденции демонстрировали очень юные девушки с детским румянцем на щеках. Конечно, дизайнеры время от времени выпускали на подиум женщин постарше, Джессика Лэнг и Шарлотта Рэмплинг (обеим чуть больше 60-ти) становились лицами косметических марок Marc Jacobs и Nars, а Кармен Делль' Орефиче не прекращает карьеру и после 80-ти (за что попала в книгу рекордов Гинесса).
Но все это до недавнего времени выглядело скорее как исключение из правил. Весной 2017 издание Fashion Spot опубликовало ежегодный отчет по итогам прошедших недель моды. Согласно статистике, в этом сезоне в показах в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже приняло участие рекордное количество нестандартных моделей. Нестандартные — это и модели-трансгендеры, и плюс-сайз, и девушки и парни азиатского или африканского происхождения, и, конечно, люди старше 40, 50 и 60 лет.
Vans и & Other Stories
Масс-маркет не отстал. Испанская марка Mango в марте 2017 выпустила рекламную кампанию, воспевающую индивидуальность и любовь к себе в любом возрасте. В съемке приняли участие люди разного возраста — к примеру, 63-летняя преподавательница университета и 53-летний мужчина. «Взрослые» модели не раз появлялись в лукбуках & Other Stories, а новозеландская марка нижнего белья Lonely снимает кружевные бралеты и бикини с завышенной талией на 57-летней модели Мерси Брюэр.
Мерси Брюэр для Lonely
Среди российских марок самый яркий пример — Cyrille Gassiline. Лицом марки на протяжении двух сезонов была 71-летняя Ольга Кондрашева. Ольга — модель российского агентства Oldushka, на данный момент единственного в стране представляющего интересы моделей пожилого возраста. Oldushka — проект художника и продюсера Игоря Гавара. Агентство выросло из одноименного блога Гавара о моде российских пенсионеров. Героев приходилось искать по всей стране — вскоре с запросом о «взрослых» моделях к Игорю начали обращаться модные издания и сайты.
Лукбук Cyrille Gassiline
Сейчас в агентстве и женщины, и мужчины (но первых, конечно, больше). Часть из них — те самые герои блога, встреченные на улице, некоторых посоветовали знакомые, кто-то прислал свои фотографии сам. Клиенты Oldushka — Birdie и ЦУМ, Buro 24/7, «Афиша», молодые российские дизайнеры и магазины местных марок.
В Европе и Америке спрос на возраст еще выше: моделей старше 50-ти можно увидеть в лукбуках именитых марок вроде Celine, Acne Studios, The Row или Dries Van Noten (на юбилейный показ последнего и вовсе вышли модели, с которыми дизайнер работал с основания бренда).
Верушка для Acne Studios
На волне боди-позитива, борьбы с эйджизмом и тренда на естественность тенденция не кажется неожиданной. Избавляться от стигматизированных тем, будь то возраст, сексуальные предпочтения или проблемы со здоровьем, обществу намного проще через визуальный образ, чем прямой разговор. В то же время интерес к «пожилым» моделям остается палкой о двух концах. С одной стороны, это выглядит, как попытка дизайнеров сделать мир моды чуть человечнее. С другой — как очевидная, но работающая уловка для привлечения большей аудитории.
С какого-то момента у покупателей нет среднего возраста. Взрослые люди стали позже выходить на пенсию, активнее путешествовать, благодаря интернету они в курсе городских событий — и им тоже хочется одеваться в духе времени. Мировым брендам это играет на руку — чем шире аудитория, тем выше прибыль. Комфорт остается главным трендом уже не один год — отчасти за счет роста среднего возраста покупателя. Едва ли не каждая марка сегодня выпускает «скромные» подборки вещей — юбки-миди, свободные блузы, обувь на устойчивом каблуке, широкие брюки и однотонные водолазки. И женщины и мужчины с сединой и морщинами, не скрывающие своего возраста и жизненного опыта, справляются с демонстрацией подобных образов куда лучше вчерашних школьниц.