Классики и современники: 9 театральных событий февраля
Хоть февраль и самый короткий месяц, успеть за него можно многое: поговорить с подушкой, выпить с русскими классиками, посмотреть весь репертуар СТИ и увидеть Вырыпаева играющим в собственной пьесе.
Фестиваль «15 лет за 15 дней»

Пятнадцать лет назад курс Сергея Женовача в ГИТИСе после выпуска не стал разбегаться по разным театрам, желая остаться одним коллективом. Их желание поддержали, и так родилась Студия театрального искусства. Долгое время она существовала как частный театр, осваивая пространство бывшей фабрики Станиславского. Недавно СТИ получила статус федерального театра, а в этом сезоне стала филиалом МХТ. В честь юбилея театр решил сыграть весь нынешний репертуар, причем последовательно: каждый следующий день — спектакль следующего года. На каждом зрителей угостят фирменными зелеными яблоками и праздничной шарлоткой.
«Дневник колобка»

В феврале в программу ЦИМа возвращается спектакль режиссера Яны Туминой и художника Павла Семченко из театра АХЕ — создавали его специально для фестиваля «Русская сказка», организованного театром прошлым летом. Историю путешествия сказочного Колобка авторы рассматривают как историю возвращения к истокам, путь к которым потерян, возможно, безвозвратно. Ради исследования народной сказки студент отправляется в фольклорную экспедицию и сталкивается с миром деревни — сколь чужим, столь родным одновременно. Миром, который несет отпечаток пережитой в XX веке катастрофы — той, о которой город давно забыл.
«Седьмой подвиг Геракла»

Хоть в пьесе Михаила Рощина и повествуется о хитроумном подвиге Геракла по очистке авгиевых конюшен, написана она отнюдь не для детей: мифологический сюжет нужно воспринимать как элемент иносказания. Поклоняющаяся быкам страна Элида под властью царя Авгия провоняла навозом, но никто из жителей не замечает этого — богиня лжи Ата убедила их, что их край процветает. В 60-е пьесу хотел ставить Олег Ефремов, но цензура наложила запрет, и в итоге первым текст на сцену перенес уже Михаил Ефремов в 1988-м.
Зазвучит ли в постановке Евгения Каменьковича тема освобождения от лицемерия и слепоты так же актуально, как это было в годы перестройки, — узнаем на премьере.
«Мельников. Документальная опера»

В этом году для празднования своего дня рождения ЦИМ приготовил эксклюзив — восстановление уникальной оперы, созданной по материалам архива архитектора Константина Мельникова. Для этого художники Шифра Каждан, Михаил Заиканов и Елена Перельман создадут специальное оформление зала: постановка Анастасии Патлай рождалась как site-specific во флигеле «Руина» Музея архитектуры. Драматург Нана Гринштейн сочинила по рукописям, дневникам, газетным публикациям пьесу, а композитор Кирилл Широков положил ее на музыку, вдохновившись ритмом расположения окон на фасаде знаменитого дома Мельникова.
В итоге получилась история о трагической судьбе авангардиста, в которой фигура Мельникова растраивается на молодого архитектора, старика (его играет Игорь Ясулович) и героя, отвечающего за сны (голос Тимофея Трибунцева).
«Между нами»

В проекте «Между нами» команда Федора Елютина объединила два спектакля турецкого режиссера Бергюм Эрджияс: «Pillow Talk» («Разговоры с подушкой») и «Voicing Pieces» («Звуковой триптих»). В первом вашим собеседником станет искусственный интеллект, спрятанный в подушке, во втором — вы сами, когда засунете голову в специальную акустическую капсулу и услышите свой голос со стороны. Как и многие другие адаптированные Импресарио постановки, эти спектакли — зеркало, посмотрев в которое, зритель возвращается к самому себе уже немного другим.
Кстати, если после просмотра захочется новых экспириенсов, то сходите на «Сокровенное» или «твоя_игра» — в феврале они как раз возвращаются в репертуар.
«Лунная масленица»

В этом сезоне возглавляемый Константином Богомоловым театр претендует на право стать одним из лидеров по премьерам: с ноября это уже четвертая, а сам худрук обещает к лету выпустить не только «Покровские ворота», но и «Бесов». Нынешняя постановка Филиппа Григорьяна открывает программу «Большие режиссеры маленьким зрителям», которая привлекает к созданию детских спектаклей ранее не пробовавших себя в этом драматургов и режиссеров. По сюжету «Лунной масленицы» Павла Пряжко дети должны спасти своих родителей, оказавшихся в плену на Луне, попутно пережив целый ряд приключений и трудностей.
«Покровка. До дна»

В новом аудиопроменаде от команды Михаила Зыгаря вы окажетесь в компании писательницы, которая постоянно откладывает написание своего романа на завтра. Вместе вы пройдете всю Покровку, заглянув и выпив в трех местных барах, как это делали когда-то поэты и писатели: от Достоевского и Толстого до Пастернака и Маяковского. Они же и станут героями спектакля и будут делиться друг с другом сомнениями в собственном таланте и жаловаться на отсутствие вдохновения. А вы думали, что самоедство и прокрастинация — бич XXI века?
«Интертеймент»

Где: Градский-Холл
Когда: 15,16 февраля
Этот спектакль точно из категории тех, которые нельзя пропустить, — хотя бы потому, что он впервые за много лет дает возможность увидеть Ивана Вырыпаева на сцене в качестве актера. Уникальна постановка и тем, как сплетаются в ней пласты реального и иллюзорного — это одна из сквозных тем вырыпаевской драматургии.
По сюжету мужчина и его подруга — ее играет польская актриса Каролина Грушка, супруга самого Вырыпаева — приходят на спектакль и обсуждают то, что видят: на сцене выясняет отношения любовная пара. Одновременно они ставят самих себя и на место актеров, и на место персонажей. Режиссером этой комедии-калейдоскопа выступил Виктор Рыжаков, поставивший уже с десяток вырыпаевских пьес.
«Интертеймент» — первый проект возглавляемого драматургом продюсерского бюро Okko Театр. В апреле создатели обещают отснять специальную видеоверсию для онлайн-кинотеатра Okko и уже готовят новую премьеру — «Июль» для Центра Михаила Барышникова в Нью-Йорке.
«Старший сын»

Если бы Вампилов писал свою комедию сегодня, то ее можно было бы назвать историей о перевоспитании пранкеров: случайный розыгрыш оказывается событием, которое меняет жизни всех его участников. И хотя сама ситуация — двое молодых людей в поисках ночлега решают соврать незнакомой семье Сарафановых, что один из них является внебрачным сыном Сарафанова-старшего, а тот наивно и мгновенно этому верит — в наши дни кажется совсем фантастической, пьеса не теряет репертуарного успеха. Потому, вероятно, что тема отзывчивости, ответственности за ближнего резонирует с современной реальностью, где каждый держится сам по себе.
В премьере Маяковки Сарафанов предстает интеллектуалом, обломком старой эпохи — его играет Игорь Костолевский. Компанию ему составляют Алексей Дякин, Полина Лазарева и другие молодые артисты труппы.