5 лучших режиссеров 2010-х
Совсем недавно Голливудская ассоциация кинокритиков назвала лучшего режиссера 2010-х годов. Им стал канадец Дени Вильнев, за плечами которого фантастическое десятилетие: «Пожары», «Пленницы», «Враг», «Убийца», «Прибытие», «Бегущий по лезвию 2049» – режиссер за один десяток лет сумел снять все эти картины и по-настоящему влюбить в себя зрителей по всему миру. Time Out вспоминает других режиссеров, чья звезда зажглась ярче других в прошедшем десятилетии.
Дэмьен Шазелл
Самый молодой лауреат премии «Оскар» за лучшую режиссуру в истории дебютировал в большом кино в 2014 году с лентой «Одержимость». Картина была тепло принята киносообществом и отмечена на многих премиях и фестивалях, включая Санденс и «Золотой глобус», а также получила премии Британской и Американской киноакадемий.
Дебют был настолько ошеломительным, что спустя всего два года на экраны вышла следующая, еще более успешная работа режиссера – «Ла-Ла Ленд». Мюзикл вдохнул новую жизнь в жанр и ударил в самое сердце зрителю, напомнив о Золотом веке Голливуда, а Шазелл в одночасье стал самым перспективным режиссером мира. «Ла-Ла Ленд» был удостоен шести премий «Оскар» и остался в памяти зрителей как один из ярчайших фильмов десятилетия.
Третий фильм Дэмьена Шазелла, «Человек на луне» еще прочнее закрепил за молодым режиссером звание главного открытия 2010-х.
Йоргос Лантимос
Формально греческий режиссер блеснул еще в 2009 году, когда его картина «Клык» завоевала главный приз Каннского кинофестиваля в программе «Особый взгляд».
Однако широкую известность и повсеместное признание Лантимос получил в 2015 году вместе с лентой «Лобстер». Нетривиальные идеи, отсылки, абсурдизм и гротеск – все то, что выделяет режиссера на фоне коллег. Миры, создаваемые Лантимосом в его картинах, не могут не привлекать зрителей, — особенно тех, кто ищет в кино удивление и новые смыслы.
Самобытный и ни на что не похожий стиль режиссера прослеживается и в более поздних работах: «Убийство священного оленя» было отмечено в Каннах, а «Фаворитка» и вовсе стала одним из главных фильмов 2018 года, принеся режиссеру первую номинацию на «Оскар». Без сомнений, авторский почерк Йоргоса Лантимоса еще не раз удивит зрителей по всему миру, а сам автор заставит говорить о себе и в новом десятилетии.
Джордан Пил
Американский комик ворвался в режиссуру внезапно. Его дебютная картина «Прочь» стала абсолютным хитом в 2017 году: сатирический фильм ужасов взорвал американский прокат и был тепло принят как критиками, так и зрителями. Поставленный по собственному сценарию фильм принес Пилу несколько номинаций на «Оскар», включая категории «Лучший оригинальный сценарий», в которой Пил стал лауреатом, «Лучший режиссер» и «Лучший фильм».
После колоссального успеха дебютной ленты от режиссера ждали не менее сильной работы. Следующий проект Пила, хоррор «Мы», вышел на экраны в 2019 году и доказал, что в индустрии появился новый по-настоящему большой автор. Своими работами Пил сумел дать жанру ужасов второе дыхание — он не только наполнил хорроры социальной проблематикой, но и изменил консервативные взгляды многих кинолюбителей, заставив по-новому относиться к одному из старейших жанров кино.
Его главный фильм в 2010-х:
«Прочь», 2017
В ролях:
Ари Астер
Молодой американский режиссер, снимающий, как и Джордан Пил, ленты в жанре ужасов, выстрелил в самом конце ушедшего десятилетия. Однако в отличие от Пила, Астер в своих работах концентрируется на исследовании личностного и семейного кризиса, обрамляя свои истории леденящей душу атмосферой и саспенсом.
Как и дебютный фильм режиссера («Реинкарнация» с Тони Коллетт в главной роли), второй проект автора — «Солнцестояние» — также получил восторженные отзывы критиков. Главная отличительная особенность работ Ари Астера — способность одновременно удивлять зрителя и пугать его до дрожи, доставлять ему максимальный дискомфорт и дерзко вносить в жанр мистические и религиозные оттенки. А «Солнцестоянием» режиссер будто бы заявляет, что хорроры не обязаны всегда быть темными — по-настоящему пугать можно и при свете дня.
Грета Гервиг
Прямо сейчас Грета Гервиг является главным женским голосом Голливуда и способна соперничать с режиссерами-мужчинами на ведущих премиях. До 2017 года Гервиг в качестве актрисы снималась в авторских проектах и писала сценарии для независимых фильмов.
Режиссерским дебютом Гервиг стала лента «Леди Берд» о взрослении Кристин Макферсон, взявшей себе псевдоним Леди Берд, в исполнении прекрасной Сирши Ронан. Картина с точки зрения женского взгляда изучает сложности перехода из юности в зрелость.
Подобная проблематика легла в основу и второй работы Гервиг — экранизации романа Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины». В обеих работах автор умело работает со сценарием, придерживаясь идей феминизма. Пока остальной Голливуд искусственно и пафосно старается поддерживать модную тенденцию, Грета Гервиг делает это куда более чутко и тонко, используя для этого гармоничные художественные материи.