Рецензия на фильм: «Мальчик русский»
Александр Золотухин закончил режиссерскую мастерскую Александра Сокурова. Собственно, уже поэтому можно было предположить, что его кино окажется максимально далеким от современных российских традиций в изображении войны. Однако «Мальчик русский» далек и вообще от традиционного кино.
Фильм построен словно бы в двух плоскостях: в современности, где оркестр репетирует произведения Сергея Рахманинова, и в прошлом, где живет юный солдат Леша. Музыканты играют, наощупь проникаясь музыкой – и словно разыскивая путь внутрь, в раскрашенную зернистую хронику повседневной военной жизни, где бьют и жалеют слепого, где отчаянный мальчишка упрямо бормочет: «Я сам, сам, не трогай!» – и тычется в грудь попавшего в плен друга: «Почему ты не пришел?»
Отчаяние, наивность, злоба, ожидание смерти, бестолковая отвага, привязанность, жалость, – все в этих проникающих друг в друга мирах. По сути, Золотухин не столько снимает кино, сколько создает кино-арт, чтобы высказаться о национальном характере, о том наследии, историческом и культурном, носителями которого являемся все мы.
Получается очень хорошо, и даже жаль, что «Мальчик русский» – не обычный фильм, который с удовольствием посмотрит любой зритель. Массовое кино такого таланта и с таким зарядом нам бы точно не помешало.