Все картины, получившие «Оскар» за лучший фильм
Объявлены победители премии «Оскар-2023» и Time Out предлагает вспомнить фильмы, которые Американская академия кинематографических искусств и наук признавала лучшими на протяжении многолетней истории премии. В списке есть мюзиклы, семейные комедии, тяжелые драмы, вестерны… И каждый фильм отражает историю своего года.
2010-2023
Все, везде и сразу (2023, реж. Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт)
Замученная домохозяйка Эвелин обнаруживает, что есть способ проживать тысячи собственных жизней в параллельных вселенных — а заодно спасти их все, так как больше некому.
Еще до «Оскара» этот внезапный хит независимого кино собрал 158 различных премий и считался главным претендентом на победу едва ли не во всех номинациях. Так и случилось: безумный трип по вселенной-бублику, в котором нашлось место даже людям с сосисками вместо пальцев, собрал все главные статуэтки на церемонии 2023 года.
Все лауреаты премии «Оскар» 2023
CODA: Ребенок глухих родителей, (2022, реж. Шан Хейдер)
По-хорошему подростковый и трогательный фильм о слышащей девочке, которая растет в семье глухих, мечтает поступить в Беркли и стать музыкантшей. Покадровый ремейк франко-бельгийской картины, «CODA: Ребенок глухих родителей» представляет собой классическое духоподъемное кино Америки.
Глухой актер Трой Коцур, сыгравший отца Роуз, получил за свое участие в этой картине «Оскар» за лучшую второстепенную мужскую роль.
«Земля кочевников», (2021, реж. Хлоя Чжао)
Тихое независимое кино о женщине, которая, потеряв мужа, путешествует в трейлере по всей Америке. Фактически здесь ничего не происходит, но это и не нужно: перед нами поэтическая сказка странствий, попытка убежать от боли и одиночества в еще большее одиночество — которая парадоксальным образом удается.
Хлои Чжао была названа за «Землю кочевников» лучшим режиссером — это вторая женщина за всю историю премии «Оскар», удостоенная этого звания.
Паразиты (2019, реж. Пон Чжун Хо)
Пон Чжун Хо представил на суд академиков пронзительную драму о социальном неравенстве в Южной Корее. Семье Ки Тхэк из четырех человек уготована малоприятная судьба: родители потеряли работу, смышленые дети ее еще не нашли, и теперь они все вместе придают коробкам для пиццы их привычную форму в подвале, который они называют домом. Но когда у бедняков появляется шанс перестать влачить жалкое существование, начав паразитировать на богатом семействе, они тут же за него цепляются.
«Паразиты» стали первым фильмом не на английском языке, который получил «Оскар» в категории «Лучший фильм».
Зеленая книга (2018, реж. Питер Фаррелли)
Старая как мир история о том, что расистом быть плохо. На дворе 1960-е. Двое людей, у которых мало общего, отправляются в совместную поездку. Первый — интеллектуально одаренный темнокожий музыкант. Второй — простой итальянский парень, который выкидывает стаканы после того, как из них пили афроамериканцы.
Создатели утверждают, что фильм основан на жизни музыканта Дона Ширли, хотя у его семьи иное мнение.
Форма воды (2017, реж. Гильермо дель Торо)
1960-е. Дело происходит в научной лаборатории секретного учреждения: немая девушка влюбляется в человека-амфибию. При пересказе звучит сомнительно, но на экране вы увидите очередной визуальный шедевр от мексиканского режиссера.
Образ неведомого существа создавали девять месяцев (для сравнения: сами съемки длились двенадцать недель). Гильермо дель Торо называет «Форму воду» своим самым сложным фильмом.
Лунный свет (2016, реж. Барри Дженкинс)
История взросления темнокожего мальчика Широна. Ему предстоит смириться с наркотической зависимостью матери, принять правду о себе и пережить предательство друга.
В фильме показано три периода жизни Широна, и в каждом заняты разные актеры — Барри Дженкинс не разрешил им видеть игру друг друга, чтобы каждый смог создать свой образ главного персонажа.
В центре внимания (2015, реж. Том МакКарти)
Фильм основан на реальном журналистском расследовании, которое разоблачило случаи педофилии, совершенные представителями римско-католической церкви.
Автор оригинальной статьи Уолтер Робертсон помогал в создании фильма и проводил дни напролет с Майклом Китоном, которому предстояло играть роль бостонского журналиста. Церковь в основном приветствовала фильм за «честный» взгляд на проблему.
Бердмэн (2014, реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту)
У бывшего актера, известного по роли супергероя 80-х Бердмена, появился шанс вернуться в бизнес.
Черная комедия отличается длинными сценами, снятыми одним дублем — актерам приходилось заучивать до пятнадцати страниц текста. Но старания оправдались, когда трое ведущих звезд (Эмма Стоун, Эдвард Нортон и Майкл Китон) были номинированы на «Оскар» за актерскую работу.
12 лет рабства (2013, реж. Стив МакКуин)
Еще одна история, освещающая темное американское прошлое.
Честного семьянина и музыканта Соломона Нортапа похищают и продают в рабство — не самая удивительная ситуация для Америки XIX века. Его заточение длится 12 лет. Картина была поставлена по мотивам автобиографии самого Соломона Нортапа, выпущенной в 1853 году.
Операция Арго (2012, реж. Бен Аффлек)
Третья и самая успешная режиссерская работа Бена Аффлека. Критики назвали фильм «зрелым» и похвалили Аффлека за умелое сочетание зрелищности и документальности.
Картина основана на реальной операции американских спецслужб по спасению соотечественников из Тегерана. Иран, однако, не согласился с тем, как изображены события, — и фильм был запрещен к показу в этой стране.
Артист (2011, реж. Мишель Хазанавичус)
В центре сюжета — отношения звезды немого кино Джорджа Валентайна и статистки Пеппи Миллер.
Режиссер Мишель Хазанавичус несколько лет мечтал снять немое кино, но продюсеры считали такой проект нежизнеспособным. Когда же фильм наконец был готов, он мгновенно получил признание критиков и зрителей во всем мире. После показа на Каннском фестивале публика десять минут стоя аплодировала черно-белому фильму.
Король говорит! (2010, реж. Том Хупер)
Почти камерная картина рассказывает о британском монархе Георге VI, делая акцент на одном аспекте его жизни — трудностях с речью. Король Англии во времена Второй мировой войны и отец Елизаветы II страдал тяжелой формой заикания, которая обострялась в случае стресса.
Колин Ферт получил за роль монарха первый и пока единственный «Оскар».
2000-2009
Повелитель бури (2008, реж. Кэтрин Бигелоу)
Драма о жизни элитного отряда по разминированию вошла в историю премии как первый фильм, снятый женщиной, получивший награду за режиссуру. Кэтрин Бигелоу соревновалась в этой категории со своим бывшим мужем Джеймсом Кэмероном, который представлял в тот год «Аватара». Критики высоко оценили фильм, хотя ветераны войны заметили много фактических ошибок.
Миллионер из трущоб (2008, реж. Дэнни Бойл, Лавлин Тандан)
18-летний сирота из Индии принимает участие в местной версии игры «Кто хочет стать миллионером?». Он отвечает практически на все вопросы, чем привлекает внимание полиции. Пытаясь доказать свою невиновность, Джамал рассказывает историю своего взросления в беднейших трущобах Мумбаи.
Ведущего игры в русском дубляже озвучил Дмитрий Дибров — он вел и наш аналог известного шоу.
Старикам тут не место (2007, реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн)
Что бы вы сделали, если бы вам повстречался умирающий человек с двумя миллионами долларов наличными? Сварщик Льюэллин Мосс забрал деньги, но впоследствии крепко пожалел о своем решении: в погоню за ним пускается безжалостный киллер Антон Чигур, которого отлично сыграл Хавьер Бардем. Актер, однако, долго не хотел браться за роль, потому что в жизни не терпит насилия.
Отступники (2006, реж. Мартин Скорсезе)
Фильм поставлен Мартином Скорсезе, поэтому там, конечно, есть деньги, мафия и разрушенные мечты. Два отличившихся выпускника полицейской академии идут противоположными профессиональными дорогами: один — шпион, внедренный в мафию, второй — «крот» в органах. Это первый фильм Скорсезе, отмеченный «Оскаром» за лучшую режиссуру.
Столкновение (2004, реж. Пол Хаггис)
В драме раскрывается сразу восемь сюжетных линий, и зрителю приходится не только следить за их развитием, но и часто менять отношение к героям.
Фильм разбирает любимую для «Оскара» тему — расизм, однако многие наблюдатели и критики посчитали победу незаслуженной. Даже голливудская элита во время объявления победителя вела себя на удивление тихо.
Малышка на миллион (2004, реж. Клинт Иствуд)
Неудачливый тренер по боксу Фрэнк Данн не хочет брать в ученики 30-летнюю официантку Мэгги Фицджеральд по той простой причине, что она — женщина. Однако настойчивость героини берет верх, и они начинают длинный путь к успеху.
Хилари Суэнк для роли в картине тренировалась с чемпионкой мира по боксу и кикбоксингу. И не зря — актриса получила «Оскар» за лучшую женскую роль.
Властелин колец: Возвращение Короля (2003, реж. Питер Джексон)
История о зловещем кольце, смелых хоббитах и доблестных героях подходит к логическому завершению.
«Возвращения Короля» стало рекордсменом по числу номинаций на «Оскар» — их у фильма 13, — обогнав даже «Крестного отца» и «Звездные войны». Впервые в истории премии главную награду получил фильм в жанре фэнтези.
Чикаго (2002, реж. Роб Маршалл)
Начавшийся с фильма База Лурмана «Мулен Руж!» роман киноакадемии с жанром мюзикл обернулся победой «Чикаго» в главной номинации. Сюжет сосредоточен на двух поющих красавицах: одна — признанная звезда водевиля, вторая лишь мечтает ей стать.
Не все критики были согласны с победой яркого мюзикла — другими фаворитами этого года были картины «Пианист», «Часы» и «Властелин колец: Две башни».
Игры разума (2001, реж. Рон Ховард)
Драма основана на жизни американского математика, лауреата Нобелевской премии по экономике Джона Форбса Нэша. Он силой разума смог приручить параноидную шизофрению, которая сопровождалась галлюцинациями.
Впрочем, многие моменты жизни гения были приукрашены, а другие опущены, чтобы создать более цельный художественный образ.
Гладиатор (2000, реж. Ридли Скотт)
Эпичная картина рассказывает о противостоянии доблестного военачальника Римской империи Максимуса и новоиспеченного порочного императора Коммода. После гибели любимой жены и сына бывший генерал получает шанс отомстить в гладиаторских боях.
Роль Максимуса была специально написана для Мэла Гибсона, но в конце концов досталась Расселу Кроу. Актер получил за свою игру «Оскар». Роль Коммода блестяще исполнил Хоакин Феникс.
1990-1999
Красота по-американски (1999, реж. Сэм Мендес)
Споры вокруг дебютного фильма режиссера до сих пор не утихают. Некоторые критики считают его гениальным, другие включают в списки «самых переоцененных». Известно, что во время съемок сценарий и концовка были полностью изменены.
В центре сюжета — мужчина, столкнувшийся с кризисом среднего возраста. Однако традиционный для 90-х сюжет передан достаточно оригинально.
Влюбленный Шекспир (1998, реж. Джон Медден)
Общеизвестно, что Академия предпочитает тяжелые драмы легким комедиям и мелодрамам. Поэтому в 1998 году зрители были уверены, что главная награда уйдет военному шедевру Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». Только, видимо, академикам захотелось перемен, и они выбрали красочную историческую картину о любви.
Титаник (1997, реж. Джеймс Кэмерон)
Огромный лайнер, поспешно названный прессой и создателями непотопляемым, терпит крушение в первом же плавании. На фоне реальной катастрофы разыгрывается драма двух вымышленных персонажей из разных слоев общества.
Фильм стал одним из самых дорогих, кассовых, а также «оскароносных» — из 14 номинаций «Титаник» победил в 11.
Английский пациент (1996, реж. Энтони Мингелла)
Конец Второй мировой войны. Благородная медсестра ухаживает за умирающим пилотом: война разрушила жизни обоих, только раны женщины сокрыты внутри. Она решает остаться с безнадежным пациентом в разрушенной Италии, а не ехать на санитарном поезде.
Медленный, атмосферный фильм обошел в тот год динамичных «Джерри Магуайера» и «Фарго».
Храброе сердце (1995, реж. Мэл Гибсон)
Действие фильма происходит в далеком 1280 году. Национальный герой Шотландии Уильям Уоллес сражается с коварными англичанами, которые убили его отца, а затем и невесту.
Создатели основательно изменили события для художественных целей, но революционный дух борьбы за независимость Шотландии передан отлично благодаря игре Мэла Гибсона.
Форрест Гамп (1994, Роберт Земекис)
Недалекий Форрест проживает полную и счастливую жизнь. Несмотря на физические ограничения, он узнает, что такое дружба, успех и даже любовь. Фильм следует за еще одной сюжетной линией — на фоне взросления Форреста мы видим, как взрослеет и меняется Америка.
Фильм оказался полной противоположностью своего источника. Например, в романе Уинстона Грума герой говорит, что «Быть идиотом — это не коробка конфет». Картина обошла в гонке за награду «Побег из Шоушенка» и «Криминальное чтиво».
Список Шиндлера (1993, реж. Стивен Спилберг)
Основанный на реальных событиях, фильм рассказывает о нацистском бизнесмене Оскаре Шиндлере. Несмотря на опасность, он спас от смерти почти 1200 работавших на него евреев, обманув начальство.
Весь свой гонорар режиссер потратил на основание фонда, который занимается сохранением письменных свидетельств жертв Холокоста.
Непрощенный (1992, реж. Клинт Иствуд)
В суровом американском 1880-м, после того, как ковбои изуродовали лицо проститутки, местный шериф заставляет преступников заплатить хозяину борделя штраф. Для девушки же не находится справедливости, поэтому ее подруги берут правосудие в свои руки — и нанимают убийцу.
Иствуд посвятил фильм режиссерам Серджио Леоне и Дону Сигалу, фильмы которых сделали его знаменитым.
Молчание ягнят (1990, реж. Джонатан Демме)
Настоящий фильм ужасов скромно назван триллером, потому что главное в нем — не каннибализм, трупы или маньяки, а напряженные интеллектуальные разговоры между молодым агентом ФБР Клариссой Старлинг и опасным преступником Ганнибалом Лектером.
Картина выиграла все пять главных наград Академии: за лучший фильм, сценарий, режиссуру, а также за лучшие мужскую и женскую роли.
Танцующий с волками (1990, реж. Кевин Костнер)
Гражданская война в США, достойное изображение индейцев, смелый и благородный герой в исполнении смелого и благородного Кевина Костнера — такого набора оказалось достаточно для «Танцующего с волками», чтобы обойти фильм Мартина Скорсезе «Славные парни». По крайней мере, по мнению академиков.
1980-1989
Шофер мисс Дэйзи (1989, реж. Брюс Бересфорд)
Фильм исследует неоднозначные отношения между пожилой богатой вдовой и ее водителем афроамериканцем. Дело происходит в 40-х годах прошлого века в Атланте, поэтому несложно догадаться, что главный вопрос картины — расовый.
Исполнительница главной роли Джессика Тэнди получила «Оскар» за лучшую женскую роль, став старейшей актрисой, удостоенной такой чести.
Человек дождя (1988, реж. Барри Левинсон)
После смерти отца эгоистичный молодой Чарли получает старый «Бьюик» и новость о том, что остальное наследство ушло его секретному брату Раймонду. Раймонд живет с тяжелой формой аутизма — его увезли из дома в детстве, чтобы он не смог случайно поранить младшего брата.
В оригинальном сценарии герой Раймонда был гораздо более дружелюбным, но исполнитель роли Дастин Хоффман настоял на точном изображении аутизма.
Последний император (1987, реж. Бернардо Бертолуччи)
Фильм основан на истории жизни последнего императора Китая Пу И, который взошел на престол еще ребенком. Век перемен сделал его правление недолгим, а жизнь — отнюдь не императорской.
Для того чтобы точно передать события и атмосферу, создатели привлекли к съемкам Пу Цзе, брата последнего императора и одного из персонажей.
Взвод (1986, реж. Оливер Стоун)
Фильм описывает военные действия американцев во Вьетнаме в 1967-1968 годах, но главный конфликт происходит в рядах сослуживцев, а не на поле боя: люди с разными моральными ценностями оказываются в одном взводе.
Режиссер использовал свой опыт службы во Вьетнаме, но Министерство США все равно назвало фильм «непатриотичным».
Из Африки (1985, реж. Сидни Поллак)
Датская баронесса Карен Бликсен едет к мужу, который пытается открыть в Африке кофейный бизнес. Там она страстно влюбляется в охотника Дениса, живущего среди туземцев.
Фильм был поставлен по автобиографической книге самой Карен Бликсен, печатавшейся под псевдонимом Исак Динесен. Все съемки происходили в Африке, однако из-за местных законов животных привозили с другого континента.
Амадей (1984, реж. Милош Форман)
Конечно, истории уже известно, что Антонио Сальери не завидовал гению Моцарта. У придворного композитора при императоре Иосифе II хватало работы и почитателей. Однако режиссер Милош Форман зацепился за слова самобичевания уже психически нездорового музыканта на склоне лет и снял отличный фильм о противостоянии двух музыкантов.
Язык нежности (1983, реж. Джеймс Л. Брукс)
Проблема отцов и детей — богатая почва для сюжетов. Фильм описывает три года из истории отношений Авроры Гринуэй и ее дочери Эммы: рано овдовевшая Аврора воспитывала дочь одна, а когда Эмма покидает родной дом, то мама наконец решает наладить личную жизнь.
Фильм поставлен по одноименному роману Ларри Макмертри. За исключением некоторых деталей — например, персонаж Джека Николсона был специально написан для картины.
Ганди (1982, реж. Ричард Аттенборо)
Картина посвящена жизни общественного деятеля Махатмы Ганди. Фильм начинается с трагического убийства героя в 1948 году, а затем ведет зрителя по значимым моментам на веку известного индийца.
В съемках сцены похорон лидера движения ненасильственного сопротивления участвовало 300 000 человек. Факт попал в Книгу рекордов Гиннесса.
Огненные колесницы (1981, реж. Хью Хадсон)
В центре сюжета — реальная история, действие которой происходит в 1924 году. На Олимпийских играх сражаются два противоположных по взглядам атлета-бегуна: Гарольд Абрахамс и Эрик Лиддел.
Особенно известной стала использованная в фильме инструментальная тема греческого композитора Вангелиса — она возглавила хит-парады многих стран мира.
Обыкновенные люди (1980, реж. Роберт Редфорд)
Жизнь обеспеченной американской семьи разрушила трагедия — старший сын, преуспевающий адвокат, погибает. Его младший брат тяжело переносит случившееся, и родители начинают водить его на сеансы психотерапии, но беды семьи на этом не заканчиваются.
Сюжет картины основан на романе писательницы Джуди Гест.
1970-1979
Крамер против Крамера (1979, реж. Роберт Бентон)
«Брачная история» 70-х годов. Замученная бытом жена уходит от мужа и маленького сына строить карьеру. Теперь неприспособленному к родительству герою Дастина Хоффмана предстоит узнать, что значит быть настоящим отцом.
Первый в долгой череде побед «Оскар» Мерил Стрип за лучшую женскую роль. Актриса сама написала речь, которую ее героиня произносит на суде за опекунство.
Охотник на оленей (1978, реж. Майкл Чимино)
В фильме описывается жизнь трех американцев русского происхождения. В 1967 году их призывают воевать во Вьетнаме, и на войне все они попадают в плен к противнику, но каждого ждет разная судьба.
Делегация СССР демонстративно покинула показ фильма на Берлинском кинофестивале в 1979 году, а объектом критики стала тема эмиграции.
Энни Холл (1977, реж. Вуди Аллен)
Главный герой, роль которого сыграл Аллен, работает комиком и рассказывает в неврастенической, саркастической манере о своей жизни — в основном любовной. Главный его интерес — начинающая певица Энни Холл, которую сыграла возлюбленная Аллена в тот момент Дайан Китон.
Рокки (1976, реж. Джон Г. Эвилдсен)
Средний по способностям боксер по имени Рокки Бальбоа по ночам выступает на ринге, а днем работает вышибалой. Волей случая ему попадается уникальная возможность стать чемпионом мира. Рокки, не теряя времени, берется за тренировки.
Картина Сталлоне была патриотична, тогда как его главными конкурентами оказались подрывные элементы: «Таксист» Скорсезе рассказывал о вьетнамском синдроме, а «Вся президентская рать» Пакулы — о Уотергейтском скандале.
Пролетая над гнездом кукушки (1975, реж. Милош Форман)
В надежде избежать тюремного заключения Рэндл Патрик МакМерфи прикидывается сумасшедшим и попадает в психиатрическую лечебницу. Местные порядки приводят в ужас новоиспеченного пациента и приводят его к трагическому финалу.
Фильм снят по знаменитому роману Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом», но написанный им сценарий режиссеру не понравился. Обиженный писатель поклялся, что никогда не будет смотреть картину.
Крестный отец 2 (1974, реж. Фрэнсис Форд Коппола)
Вторая часть саги о жизни мафиози в Америке рассказывает о ранних годах будущего Дона Вито Корлеоне, а также о том, как его сын Майкл справляется с ролью новой главы клана.
Писатель Марио Пьюзо, по роману которого был снят фильм, не имел ни гроша, подписывая контракт на издание книги. Однако она стала бестселлером, разойдясь тиражом в десять миллионов.
Афера (1973, реж. Джордж Рой Хилл)
История происходит в 30-х годах прошлого столетия: двое уличных мошенников по ошибке обкрадывают влиятельного босса мафии. Поняв, что связались с опасными людьми, друзья пускаются в бега.
Создатели фильма черпали вдохновение из книги о главных аферистах первой четверти ХХ века.
Крестный отец (1972, реж. Фрэнсис Форд Коппола)
Первая часть трилогии о мафиозной семье. Фильм начинается со свадьбы дочери Дона Вито Корлеоне, и мы видим всю монументальность образа главы клана. В картине есть и его сын Майкл, но он пока не выражает желания ввязываться с семейный бизнес.
Кресло режиссера готовили для Серджио Леоне, но тот отказался, о чем впоследствии жалел.
Французский связной (1971, реж. Уильям Фридкин)
Американские стражи порядка занимаются поимкой банды преступников, которая перевозит наркотики из Франции. Над делом работают два детектива, образы которых были основаны на реальных служащих отдела по контролю за оборотом наркотиков. Знаковой стала сцена автомобильной погони — ею в дальнейшем вдохновлялись многие кинематографисты.
Паттон (1970, реж. Франклин Дж. Шаффнер)
Биографический фильм рассказывает о генерале Джордже Паттоне. Профессионализм генерала помог войскам, сражавшимся против нацистской Германии, но его вспыльчивый характер сказывался на отношениях с коллегами и начальством.
Ну действительно, не хулиганский же «Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш.» награждать, когда на вьетнамском фронте без перемен. Актер, сыгравший главную роль в фильме, отказался от «Оскара» за свою работу — его вернули Академии.
1960-1969
Полуночный ковбой (1969, реж. Джон Шлезингер)
У Джо, молодого привлекательного парня из Техаса, есть необычная мечта — стать жиголо для богатых женщин Нью-Йорка. На пути к мечте он встречает нищего калеку Ратсо, они становятся друзьями, и приоритеты Джо существенно меняются.
Фильм содержит много провокационных сцен, поэтому шел всего в двух кинотеатрах.
Оливер! (1968, реж. Кэрол Рид)
Экранизация одноименного мюзикла, основанного на романе Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста». У подкидыша Оливера непростая судьба: из работного дома его продают в руки жестокого гробовщика. После очередного наказания Оливер решает бежать в Лондон.
До сих пор «Оливер!» остается единственным оскароносным фильмом категории 0+, который могут смотреть хоть груднички без сопровождения родителей. Правда, год вообще был не самый урожайный, а «Космическая одиссея» выбыла из гонки еще на стадии предварительного голосования.
Полуночная жара (1967, реж. Норман Джуисон)
В 60-х в Америке расизм был привычным делом, поэтому, когда происходит преступление, его привычно «вешают» на первого попавшегося черного парня. Однако этот парень оказывается детективом, прибывшим помогать в расследовании дела. Ему предстоит работать с белым коллегой, и, чтобы найти преступника, двоим нужно оставить неприязнь позади.
За бортом в этот год остались «Выпускник» Майка Николса и «Бонни и Клайд» Артура Пенна.
Человек на все времена (1966, реж. Фред Циннеман)
Редкое явление для кинематографа: исторические события переданы достаточно точно. Фильм повествует о конфликте между королем Англии Генрихом VII и великим гуманистом сэром Томасом Мором в XVII веке.
Картина снята по пьесе Роберта Болта — он сам адаптировал ее для экрана.
Звуки музыки (1965, реж. Роберт Уайз)
Жизнерадостная Мария готовится стать монахиней, ведь после смерти родителей женский монастырь стал ее домом. Однако настоятельница монастыря видит, что девушка будет несчастна, выбрав такой путь, и Мария становится гувернанткой в доме овдовевшего офицера.
Съемки фильма проходили в живописных горах Австрии.
Моя прекрасная леди (1964, реж. Джордж Кьюкор)
Профессор заключил пари с другом, что сможет научить уличную неграмотную цветочницу выражаться правильно и держаться в светском обществе. Настоящая история Золушки, только в юмористической, а не драматичной манере.
Одри Хепберн, сыгравшая главную роль, спела все песни для мюзикла, но все они в итоге были продублированы.
Том Джонс (1963, реж. Тони Ричардсон)
Типичный английский сквайр Олвори находит в своей кровати грудного ребенка — чадо принадлежало одной из служанок. Мать с позором была уволена, а незаконнорожденный ребенок остался жить у под его крышей.
Фильм является экранизацией романа Генри Филдинга «История Тома Джонса, найденыша», выпущенного в 1749 году.
Лоуренс Аравийский (1962, реж. Дэвид Лин)
Английский разведчик, прославившийся в ходе Первой мировой войны, много работает с арабскими кочевниками в Сирии. Проникнувшись проблемами этого народа, он фактически берет на себя роль лидера восстания против Османской империи.
За весь фильм на экране появляется лишь одна женщина — спутница принца Фейсала в чадре.
Вестсайдская история (1961, реж. Роберт Уайз, Джером Роббинс)
Сюжет частично основан на бессмертной истории Шекспира о Ромео и Джульетте. Однако в этом прочтении драма происходит в Нью-Йорке, а воюют между собой две уличные банды: янки Джеты и пуэрториканцы Акулы. Роль главных героев достается Тони и Марии — они находятся по разные стороны конфликта, но влюбляются друг в друга.
Квартира (1960, реж. Билли Уайлдер)
Предприимчивый страховой служащий Бакстер находит отличный способ дополнительного заработка — одалживать свою квартиру женатым знакомым для встреч с любовницами. Только вот сам Бакстер неожиданно влюбляется в тайную возлюбленную своего босса, который также пользуется его квартирой.
Мэрилин Монро хотела участвовать в фильме, но ей отказали.
1950-1959
Бен Гур (1959, реж. Уильям Уайлер)
Иудей Бен Гур и римлянин Мессала когда-то были друзьями, но, встретившись через много лет, поняли, что их отношения не будут прежними. История происходит в 26 году в Палестине.
В СССР фильм был запрещен из-за религиозной тематики и впервые был показан уже в России, в 1990-х.
Жижи (1958, реж. Винсент Миннелли)
Париж, начало ХХ века. Семья озорной молодой Жижи хочет для нее определенного будущего — видеть ее в качестве спутницы богатого щедрого мужчины. Однако Жижи не изменяет своему характеру и находит счастье самостоятельно.
Одри Хепберн отказалась от роли веселой Жижи.
Мост черед реку Квай (1957, реж. Дэвид Лин)
Военнослужащие, попавшие в японский плен во время Второй мировой войны, ведут себя по-разному: кто-то пессимистично оценивает шансы на будущее, а подполковник Николсон считает плен продолжением службы и требует от остальных выполнения приказов. Это приводит к конфликту с надсмотрщиком Сайто.
Сценаристы фильма не смогли забрать свой «Оскар» — ранее их обвинили в связи с коммунистами.
Вокруг Света за 80 дней (1956, реж. Майкл Андерсон, Джон Фэрроу)
Фильм основан на одноименном романе Жюля Верна. Члены элитарного лондонского клуба заключают пари со смелым Филеасом Фоггом — он должен за 80 дней обогнуть Землю, и тогда его ждет не только слава и удовлетворенная гордость, но и весомый денежный приз. Филеас отправляется в путешествие.
Марти (1955, реж. Делберт Манн)
Марти — добродушный мясник из Бронкса. Он живет с любимой матерью, несмотря на то, что ему уже 34 года. По всем параметрам Марти — крайне положительный человек. Лишь одно беспокоит его друзей и родных — у него нет жены. Даже мама советует сыну сходить на танцы.
С этого камерного фильма в Голливуде началась мода на малобюджетное кино.
В порту (1954, реж. Элиа Казан)
Бывший боксер, а ныне докер Тэрри Маллой — простой, но честный человек. Узнав, что его боссом является влиятельный гангстер Джонни Фрэндли, он решает идти против системы.
Несмотря на то, что политики обвинили фильм в антиамериканизме, критики были в восторге от реализма натурных съемок.
Отныне и во веки веков (1953, реж. Фред Циннеман)
Талантливый боксер Роберт Ли Пруит отказывается вновь выходить на ринг: во время последнего боя он нанес своему товарищу травму, и тот ослеп. Однако начальству такие сантименты не по нраву, для них бокс — хороший карьерный ход.
Фрэнк Синатра мечтал сыграть в фильме, но студия не спешила предлагать ему роль. В конце концов он попал на площадку сам и получил «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Драма Циннемана победила, потеснив «Римские каникулы» и «Могамбо».
Величайшее шоу мира (1952, реж. Сесил Б. ДеМилль)
В огромном цирке, которым руководит уверенный в себе Брэд Брейден, есть все: бесчисленное множество актеров, диких животных, гигантских декораций. Теперь в нем появился и акробат на трапеции Себастьян, которому предстоит играть главную роль в шоу.
Стивен Спилберг назвал фильм вдохновением, которое привело его к работе в кино.
Американец в Париже (1951, реж. Винсент Миннелли)
Солдат возвращается со службы в послевоенный Париж и решает получить профессию художника. Благодаря обеспеченной поклоннице финансовые дела его идут неплохо, а вот личные не так хорошо: он случайно влюбляется в невесту друга.
«Американца в Париже» называют одним из самых популярных киномюзиклов в мире.
Все о Еве (1950, реж. Джозеф Лео Манкевич)
С виду скромная Ева становится помощницей стареющей бродвейской звезды. Она усердно выполняет все поручения начальницы, но ею движет не только трудолюбие: девушка мечтает занять место увядающей актрисы и не остановится ни перед чем.
Актрисе, играющей роль звезды в закате, на тот момент было лишь 41 год.
1940-1949
Вся королевская рать (1949, реж. Роберт Россен)
События фильма охватывают предвоенное время. Жаждущий власти политик вооружается журналистами и аналитиками, чтобы выиграть выборы. Он не гнушается любыми средствами: обман, шантаж, насилие — Вилли Старк использует все.
Фильм снят по одноименному роману Роберта Пенна Уоррена.
Гамлет (1948, реж. Лоуренс Оливье)
История, известная всему миру, попала на экран не в первый и не в последний раз. Король Дании мертв, его жена спешно выходит замуж за его брата, который вступает на престол. Призрак умершего короля приходит к единственному сыну и открывает тайну своей смерти.
Лоуренс Оливье сам сыграл главную роль в фильме, несмотря на то, что ему на тот момент было 40 лет.
Джентльменское соглашение (1947, реж. Элиа Казан)
Начинающему журналисту дают задание написать статью об антисемитизме. Для того чтобы глубже понять проблему, молодой человек решает пожить некоторое время как еврей и берет себе другое имя.
Режиссер открыто выразил свое недовольство игрой актера, хотя критики и зрители оценили работу Грегори Пека, и он даже удостоился номинации на «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Лучшие годы нашей жизни (1946, реж. Уильям Уайлер)
Три американских офицера вернулись в свои семьи после войны. У каждого судьба складывается по-разному: одного дома ждали скучавшие родные и близкие, другой не может найти работу, третьему товарищу, потерявшему руки на войне, предстоит познать силу чувств невесты.
По просьбе режиссера актеры второго планы были набраны из ветеранов войны.
Потерянный уик-энд (1945, реж. Билли Уайлдер)
Америка военного периода. Писатель Дон страдает алкоголизмом, но сумел продержаться без спиртного десять дней. В честь этого радостного события его родственники устраивают небольшой праздник за городом, но Дон не спешит на празднование.
Режиссер согласился снимать этот фильм отчасти потому, что пытался понять психологию алкоголика: в работе над фильмом «Двойная страховка» ему пришлось столкнуться с таким человеком.
Идти своим путем (1944, реж. Лео МакКери)
Церковь пожилого священника в упадке: долги за аренду земли, плохое отопление и так далее. На подмогу к нему направляют молодого коллегу, и тот приносит с собой не только помощь, но и новые взгляды, которые не совсем по душе старому священнику.
Копия фильма была подарена римскому папе Пию XII.
Касабланка (1942, реж. Майкл Кертц)
В игорном клубе Касабланки встречаются двое бывших влюбленных — Ильза (
В 80-х годах сценарий фильма под первоначальным названием («Все приходят к Рику») разослали по известным киностудиям, но все они отвергли проект, не увидев в нем потенциала.
Миссис Минивер (1942, реж. Уильям Уайлер)
Семья Миниверов спокойно живет в тихой английской деревне, но начавшаяся война вносит свои коррективы: на деревню падают фашистские бомбы, а в доме Миниверов поселяется сбитый летчик.
Режиссер признался, что целью фильма было привлечь американцев к войне против немцев — он и сам записался на фронт по окончании съемок.
Как зелена была моя долина (1941, реж. Джон Форд)
Хью — младший из семи детей в семье, его отец — шахтер в долине Южного Уэльса. Фильм представляет собой серию воспоминаний Хью. Зрители узнают о любви его сестры и местного священника, а также о том, как шахтеры устроили забастовку.
Картина снята по одноименному роману Ричарда Луэллинна. Крепкой семейной драме из жизни британских шахтеров проиграли «Мальтийский сокол» и «Гражданин Кейн».
Ребекка (1940, реж. Альфред Хичкок)
У Максимиллиана Де Уинтера умерла жена. Спустя год он вновь смог обрести любовь — в объятиях молодой красавицы. Она последовала за мужем в новую жизнь, но образ бывшей хозяйки Ребекки довлеет над домом.
Это единственная картина Альфреда Хичкока, удостоившаяся премии «Оскар» за лучший фильм.
1927-1939
Унесенные ветром (1939, реж. Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, Сэм Вуд)
Сердце молодой легкомысленной Скарлетт разбито: мужчина, которого она любила, выбрал другую. Еще не оправившись от отказа, она поспешно принимает предложение другого кандидата перед тем, как тот отправляется на Гражданскую войну. Исполнительница роли Скарлетт Вивьен Ли получила 25 000 долларов за 125 дней работы, а Кларк Гейбл, проработав 71 день, — 120 000 долларов.
С собой не унесешь (1938, реж. Фрэнк Капра)
Сын богатого нью-йоркского бизнесмена Том влюбляется в простого секретаря Алису, и она отвечает ему взаимностью. Преградой становится лишь разный уклад жизни их родни: в отличие от делового отца Тома, родные Алисы тратят время на развлечения и пустые мечты.
Исполнительница роли сестры Алисы плакала каждый раз после исполнения сложных балетных позиций.
Жизнь Эмиля Золя (1937, реж. Уильям Дитерле)
Фильм представляет собой биографию отца натуралистического движения в литературе писателя Эмиля Золя. Как и многие литераторы, Золя начинал как журналист и через все творчество пронес свою связь с публицистикой. Картина уделяет большое внимание политическому влиянию писателя.
Великий Зигфилд (1936, реж. Роберт З. Леонард)
Жизнь знаменитого деятеля развлекательной индустрии Флоренца Зигфилда показана как один большой концерт — Флоренц занимался Бродвеем, так что в картине много красочных музыкальных номеров.
Многие сцены фильма стали знаковыми для истории кинематографа, в особенности сцена телефонного разговора с Анной.
Мятеж на Баунти (1935, реж. Фрэнк Ллойд)
На английском судне в конце XVIII века происходит бунт. Моряки, уставшие от побоев и оскорблений начальства, высаживают капитана и его приспешников, а сами отправляются на Таити, чтобы весело провести остаток жизни, ведь дома их ждет смертная казнь за содеянное.
Фильм основан на одноименном романе Чарльза Нордхоффа и Джеймса Нормана Холла.
Это случилось однажды ночью (1934, реж. Фрэнк Капра)
Элли влюблена в летчика, но ее отец не одобряет увлечение дочери. Грозный папа сажает дочь под домашний арест в надежде сорвать готовящуюся свадьбу, но непокорная дочь все равно убегает.
Благодаря сцене, где Гейбл демонстрирует голый торс под рубашкой, начала терять актуальность мода на майки, которые раньше традиционно надевали под сорочку.
Кавалькада (1933, реж. Фрэнк Ллойд)
Фильм замахнулся на большой временной промежуток: там есть и Первая мировая война, и крушение «Титаника», и смена британского монарха. Все события показаны глазами жителей английской столицы — Роберта и Джейн. Картина поставлена по одноименной пьесе Ноэль Кауарда.
Гранд Отель (1932, реж. Эдмунд Гулдинг)
Один день из жизни в роскошном отеле Берлина. Влюбленности, грехи, пороки, обыденности — отель становится крошечной моделью мира. Главная история рассказывает о бароне, который решил украсть колье у известной балерины, но не предусмотрел все.
Грета Гарбо и Джоан Кроуфорд ни разу не появлялись в одном кадре, чтобы на экране не возникло конфликта звезд.
Симаррон (1931, реж. Уэсли Рагглз)
Фильм стал первым вестерном, получившим «Оскар» за лучший фильм. Газетчик Янси Кравата с женой Сабриной спешат в Оклахому, чтобы бесплатно получить землю по новому закону.
Несмотря на успех картины у критиков и многочисленные номинации на «Оскар», «Симаррон» провалился в прокате.
На западном фронте без перемен (1930, реж. Льюис МайлСтоун)
После высокопарной речи учителя о величии солдатского подвига совсем еще молодые ребята записываются добровольцами на фронт Первой мировой войны. Только приступив к военной подготовке, они начинают понимать, в какую страшную историю ввязались, а первая атака окончательно лишает их иллюзий.
Фильм основан на одноименном романе Эриха Марии Ремарка.
Бродвейская мелодия (1929, реж. Гарри Бомонт)
Сестры Хэнк и Куини отправляются покорять Нью-Йорк. Там их ждет жених Хэнк — Эдди. Увидев двух сестер после долгой разлуки, он понимает, что на самом деле влюблен в Куини, и пытается незаметно ухаживать за ней.
Крылья (1927, реж. Уильям А Уэллмэн, Гарри д’Аббади д’Арраст)
Масштабный фильм о Первой мировой войне — съемки военных действий поражают даже сегодня. На фоне боев разворачивается история двух молодых людей, влюбленных в одну женщину, но ради общего блага они оставляют распри.
«Крылья» стали единственной незвуковой картиной, получившей «Оскар» за лучший фильм. До 1992 года картина считалась утерянной.