Все идет по плану. Что случилось на 92 церемонии вручения «Оскара»
«Оскар» в этом году сопровождался самым дурацким скандалом, какой только можно было придумать: в сеть нечаянно выложили предварительные результаты голосования киноакадемии. Интригу это убило почти на корню, но оптимисты продолжали надеяться, что утечка была фейком или шуткой организаторов, чтобы подогреть падающий интерес к премии. Журналист Time Out потратил ночь на то, чтобы сохранить веру в человечество. Вот главные итоги.
Питту рано переставать сниматься
Не то чтобы он об этом думал, но шутка Тарантино насчет «Как сыграть стареющего актера, который скоро перестанет сниматься? Просто будь собой», конечно, хороша. Шуткой она и останется: Брэд Питт наконец-то получил награду Киноакадемии в качестве актера. У него дома, конечно, стоит «Оскар» за продюсирование «12 лет рабства», но это не совсем считается – особенно на фоне того факта, что Питт в этом году обошел Аль Пачино и Джо Пеши.
Режиссер:
Актеры:
США, 2019 г.
С учетом того, как оба актера сыграли в «Ирландце», «Оскар» можно считать не только победой, но и большим комплиментом. С другой стороны, трудно не оценить драку Клиффа Бута с Брюсом Ли – если вы не разгневанные родственники последнего, конечно.
«История игрушек» опять стала лучшей
Кто-то в Pixar очень давно продал душу дьяволу. Иначе нельзя объяснить тот факт, что франшиза из четырех уже мультфильмов от раза к разу не становится хуже – во всяком случае, по мнению киноакадемиков. У истории про приручение драконов не было ни малейшего шанса – равно как, к сожалению, и у малобюджетного и очень интересного по исполнению «Клауса». Но довольно слез: порадуемся за мистера Вилкинса, сильную независимую пастушку Бо, Утю, Заю и всех нас, которым повезло в 1995 году.
Режиссер:
Роли озвучивали:
США, 2019 г.
Лора Дерн получила «Оскар» на день рождения
Независимая «Брачная история» хоть и номинировалась в качестве лучшего фильма, но шансов не имела почти никаких. Зато у актрис в этом фильме все могло сложиться – в особенности у Лоры Дерн, которая очень убедительно произносила с экрана горький монолог о том, почему общество совсем ничего не требует от мужчин и так много – от женщин. В общем, хотя работа Флоренс Пью в «Маленьких женщинах» была несколько выразительнее, премия досталась не ей.
Для Дерн это третья номинация: в 1992 году она могла получить приз как лучшая актриса за работу в фильме «Беспутная Роза», а в 2015 – как лучшая актриса второго плана за роль матери главной героини в фильме «Дикая». Тогда не случилось, зато сегодня ночью Лора Дерн унесла домой очень симпатичный подарок на день рождения. Он у нее как раз сегодня.
Режиссер:
Актеры:
Великобритания, 2019 г.
Роджер Дикинс в игре
Идеальная работа оператора стала визитной карточкой военной драмы «1917» еще до того, как ее показали широкому зрителю. И хотя иллюзия съемки одним кадром скорее мешает восприятию фильма, который в результате напоминает компьютерную игру – отрицать виртуозность камеры Дикинса было бы странно. Ни один из его конкурентов, даже Джарин Блашке («Маяк») не мог похвастаться столь безупречным и эффектным результатом. Несмотря на 14 номинаций, это лишь второй «Оскар» в карьере Дикинса: первый он получил всего два года назад за «Бегущего по лезвию 2049».
Вайтити наградили за идею
Одна из добрых традиций «Оскара»: когда хорошему фильму не улыбается ничего в главной номинации, ему дают приз за лучший сценарий. «Кролик Джоджо», независимый по самые уши и крайне необычный для Голливуда, прямо-таки напрашивался на эту премию. Так оно и случилось: «Оскар» за лучший адаптированный сценарий ушел Тайке Вайтити, который не только снял фильм и сыграл в нем Гитлера, но и сделал абсурдную комедию из очень печальной книжки «Небо в клетке». Вышло еще более грустно, но хорошо – во всяком случае, в сравнении со сценарием Греты Гервиг по «Маленьким женщинам».
Режиссер:
Актеры:
США, 2019 г.
Награду за лучший оригинальный сценарий забрали «Паразиты», то есть Пон Чжун Хо и Хан Джин Вон. Академики решили, что они круче не только Райана Джонсона с его герметичным издевательским детективом «Достать ножи», но и Квентина Тарантино. А ведь в «Паразитах» даже нет огнемета!
Мировая война оказалась эффектнее комиксной
В номинации «Лучшие визуальные эффекты» редко побеждают серьезные фильмы – это небольшое гетто для франшиз о далекой-далекой галактике и спасении мира от пришельцев. Так что когда вместо группы «Мстители. Финал» на сцену поднялись демиурги ада в «1917», очень хотелось ущипнуть себя за руку. В шесть утра это вполне могло померещиться, несмотря на все предпосылки. Но нет: киноакадемия действительно оценила по достоинству работу людей, которые так изящно распределили по экрану колючую проволоку, раздувшиеся трупы и крыс, что у зрителей вставали дыбом волосы.
Похудение и грим – кратчайший путь к сердцу академиков
Джокера не победить – уж точно не тогда, когда его играет Хоакин Феникс. Это, безусловно, была если не лучшая работа актера, то точно самая эффектная. Еще до «Оскара» он собрал целый букет всевозможных премий за то, что выучил сорок видов смеха, отощал до состояния скелета и изобразил сумасшедшего со всей возможной убедительностью.
Награда за лучшую мужскую роль вполне заслужена – но на Леонардо Ди Каприо было грустно смотреть. Как, собственно, и на Скарлетт Йоханссон, тонкой игре которой в «Брачной истории» академики предпочли работу Рене Зельвегер в «Джуди». Нет, это была совсем неплохая работа – но половину заслуг стоит отнести все же на счет гримеров. Фабрика грез, что тут поделаешь.
Пон Чжун Хо обещал напиться
Пусть только попробует обмануть! Когда его «Паразиты» были признаны лучшим международным фильмом, это еще не было сюрпризом: с момента показа в Каннах корейская лента собирала премии, как комбайн. Но получить «Оскар» в качестве лучшего режиссера, когда на пятки тебе наступают Тарантино, Скорсезе и Тодд Филлипс, а все уверенно ставят на Сэма Мендеса… Чжун Хо второй раз поднялся на сцену, и это казалось главным сюрпризом церемонии, а также железным поводом для небольшого запоя.
Однако и это было еще не все. Решением американской киноакадемии «Паразиты» были признаны лучшим фильмом года. Таким образом, совершилось невозможное: впервые «Лучший международный фильм» и «Лучший фильм» составляют единое целое. Как сказала в благодарственной речи продюсер Квак Син Э – у меня нет слов.
Полный список номинантов и победителей премии «Оскар» в 2020 году:
Лучший фильм
Претенденты: «Паразиты», «Ирландец», «Джокер», «1917», «Однажды в… Голливуде», «Брачная история», «Кролик Джоджо», «Маленькие женщины», «Ford против Ferrari»
Победитель: «Паразиты»
Лучший режиссер
Претенденты: Мартин Скорсезе («Ирландец»), Квентин Тарантино («Однажды в… Голливуде»), Сэм Мендес («1917»), Пон Чжун Хо («Паразиты»), Тодд Филлипс («Джокер»)
Победитель: Пон Чжун Хо («Паразиты»)
Лучшая женская роль
Претенденты: Рене Зеллвегер («Джуди»), Скарлетт Йохансcон («Брачная история»), Сирша Ронан («Маленькие женщины»), Шарлиз Терон («Скандал»), Синтия Эриво («Харриет»)
Победитель: Рене Зеллвегер («Джуди»)
Лучшая мужская роль
Претенденты: Антонио Бандерас («Боль и слава»), Леонардо ДиКаприо («Однажды в… Голливуде»), Хоакин Феникс («Джокер»), Адам Драйвер («Брачная история»), Джонатан Прайс («Два Папы»)
Победитель: Хоакин Феникс («Джокер»)
Лучшая мужская роль второго плана
Претенденты: Том Хэнкс — «Прекрасный день по соседству», Энтони Хопкинс — «Два Папы», Аль Пачино — «Ирландец», Джо Пеши — «Ирландец», Брэд Питт — «Однажды в… Голливуде»
Победитель: Брэд Питт — «Однажды в… Голливуде»
Лучшая женская роль второго плана
Претенденты: Кэти Бэйтс — «Дело Ричарда Джуэлла», Лора Дерн — «Брачная история», Скарлетт Йоханссон — «Кролик Джоджо», Флоренс Пью — «Маленькие женщины», Марго Робби — «Скандал»
Победитель: Лора Дерн — «Брачная история»
Лучший международный фильм
Претенденты: «Отверженные» от Франции (режиссер Ладж Ли); «Боль и слава» от Испании (режиссер Педро Альмодовар); «Паразиты» от Южной Кореи (режиссер Пон Чжун Хо); «Страна меда» от Северной Македонии (режиссеры Тамара Котевска и Любомир Стефанов); «Тело Христово» от Польши (режиссер Ян Комаса)
Победитель: «Паразиты» от Южной Кореи (режиссер Пон Чжун Хо)
Лучший оператор
Претенденты: Родриго Прието («Ирландец»), Роджер Дикинс («1917»), Лоуренс Шер («Джокер»), Джарин Блашке («Маяк»), Роберт Ричардсон («Однажды в… Голливуде»)
Победитель: Роджер Дикинс («1917»)
Лучший адаптированный сценарий
Претенденты: Стивен Заллиан («Ирландец»), Тайка Вайтити («Кролик Джоджо»), Тодд Филлипс и Скотт Сильвер («Джокер»), Грета Гервиг («Маленькие женщины»), Энтони Маккартен («Два Папы»)
Победитель: Тайка Вайтити («Кролик Джоджо»)
Лучший оригинальный сценарий
Претенденты: Райан Джонсон («Достать ножи»), Ноа Баумбах («Брачная история»), Сэм Мендес и Кристи Уилсон-Кэрнс («1917»), Квентин Тарантино («Однажды в… Голливуде»), Пон Чун Хо и Хан Джин Вон («Паразиты»)
Победитель: Пон Чжун Хо и Хан Джин Вон («Паразиты»)
Лучший мультфильм
Претенденты: «Как приручить дракона-3», «История игрушек-4», «Я потеряла свое тело», «Клаус», «Потерянное звено»
Победитель: «История игрушек-4»