Астронавт, палеонтолог и изобретательница швабры: 5 фильмов о женщинах-ученых
«Скрытые фигуры»
Hidden Figures
Биографическая драма по одноименной книге Марго Ли Шеттерли о трех математиках, внесших огромный вклад в развитие НАСА времен Космической гонки 1960-х годов. Кэтрин Джонсон (Тараджи П. Хенсон), Дороти Воган (Октавия Спенсер) и Мэри Джексон (Жанель Монэ) вручную проводят сложнейшие вычисления, от которых зависит успех первых космических полетов США — и не подводят.
Девушки вкладывались в общее дело не ради привилегий, а вопреки их отсутствию: в начале истории им даже не дают спокойно пользоваться уборной, ведь в институте нет специальных санузлов «для темнокожих».
Признание и уважение коллег девушки получают лишь после того, как СССР запускает первые спутники, оставляя НАСА в догоняющих. В то же время тройку математиков назначают на более высокие должности, где они наконец раскрывают потенциал и показывают насколько абсурден «стеклянный потолок».
«Прибытие»
Arrival
После появления на Земле сразу нескольких космических кораблей пугающе пассивных и молчаливых пришельцев никто не знает, чего ждать дальше. Правительство собирает группу ученых, чтобы прояснить ситуацию — хотя по факту политиков интересуют не столько намерения внеземных гостей, сколько их огневая мощь и слабые места.
Судьба мира оказывается в руках лингвиста-идеалиста Луизы Бэнкс (Эми Адамс). Несмотря на скептицизм коллег и приказы властей девушка неустанно пытается наладить контакт с пришельцами, разобраться в их способах общения и даже понять ход их мыслей. Ее энтузиазм и преданность науке не только спасают человечество от абсурдного конфликта, но и, вероятно, помогают найти ценнейших союзников.
Иными словами, Луиза своими умом, научным опытом и личностными качествами разрешает Первый контакт в стократ успешнее любого экшен-героя в аналогичном сценарии.
«Гравитация»
Gravity
Космическая экспедиция нервного доктора-новичка Райан Стоун (Сандра Буллок) и ее наставника-коллеги Мэтта Ковальски (Джордж Клуни) оборачивается катастрофой: космический мусор повреждает спутник Хаббл, отрезая героев от командного центра и отправляя глубже в мертвый космос. Единственная надежда на спасение — добраться до МКС раньше, чем закончится кислород.
«Гравитация» — это полное погружение в разум главной героини. Вокруг нее только безмолвный космический простор, готовый уничтожить за малейшую ошибку и слабость. Несмотря на это героиня Буллок снова и снова ищет способы отбить у судьбы еще несколько минут жизни, используя только свой интеллект и силу воли.
При этом фильм вообще не противопоставляет гендеры: подвигами Стоун восхищаешься без каких-либо сравнений.
«Джой»
Joy
Вдохновляющие исторические фигуры — не только покорители космоса, а умной можно быть и без ученой степени. Героиня «Джой», например, устраивает личную революцию с помощью изобретенной ей швабры, будущего хита «Магазина на диване».
Оставшуюся без работы Джой Мангано (Дженнифер Лоуренс) душат неожиданно заселившийся в дом отец, двое детей, бывший муж, неадекватная мать и неподъемная гендерная роль. Хотя Джой ведет хозяйство, домашние требуют от нее все большего и высасывают последние капли жизни. В переломный момент героиня сбрасывает с себя непрошеный груз, чтобы побороться за собственное счастье.
В зависимости от зрительской перспективы «Джой» может казаться как воодушевляющей притчей или пафосным феминистическим байопиком, так и комедией — на самом деле фильм является всем сразу.
Расселл показывает, что ради контроля над своей судьбой Джой придется пожертвовать частичкой себя и в какой-то степени играть по чужим правилам. Но посыл все-таки в том, что даже не самые однозначные истории успеха лучше, чем внутреннее загнивание из-за бездействия и похороненные мечты.
«Парк Юрского периода»
Jurassic Park
Учитывая общий недостаток примечательных женщин-ученых в кино, неудивительно, что в экшен-блокбастерах такие роли встречаются еще реже. Но не все так плохо: еще в конце прошлого тысячелетия Стивен Спилберг сделал шаг в правильном направлении, показав палеонтолога Элли Сэттлер (Лора Дерн). Ей удалось вырваться из статуса «девушки главного героя», показав любовь к своей работе, заботу о живых существах и отвагу.
Элли в целом играет в истории о восстании динозавров не менее важную роль. Когда владелец Парка советует ей оставаться в безопасности и не участвовать в борьбе с яростными животными, она отвечает одной из лучших реплик фильма:
«Мы можем обсудить сексизм в вопросах выживания после того, как я вернусь».
Режиссер:
Стивен Спилберг
В ролях:
Ричард Аттенборо
Джефф Голдблюм
Сэмюэл Л. Джексон
Сэм Нил
Лора Дерн
Год: 1993
В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов.