5 причин познакомиться с творчеством Юрия Анненкова

5 причин познакомиться с творчеством Юрия Анненкова

  12 февраля 2020
3 мин
5 причин познакомиться с творчеством Юрия Анненкова

13 февраля в Музее русского импрессионизма откроется выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью». Впервые будут показаны работы из собрания центра Жоржа Помпиду в Париже, ранее не выставлявшиеся в России. Экспозиция представит более 100 произведений одного из самых дорогих русских художников  из ведущих музеев и частных собраний России и Франции. Time Out рассказывает, почему стоит узнать Юрия Анненкова — известную фигуру русского авангарда — лучше.

Хрестоматийные автопортреты

Юрий Анненков наиболее известен благодаря портретам видных фигур Серебряного века: художник создал большую галерею портретов известных деятелей деятелей русской культуры, в том числе Анны Ахматовой, Максима Горького, Евгения Замятина, Бориса Пастернака, Сергея Есенина, Владислава Ходасевича и других. Анненков писал не только деятелей культуры, но и видных политиков — Троцкого, Каменева и Зиновьева. Он даже стал обладателем первой премии всесоюзного художественного конкурса за портрет Владимира Ленина.

Но основными формами графического портрета в творчестве Анненкова до 1917 года были карикатура и дружеский шарж.


Номинация на Оскар

После эмиграции во Францию Юрий Анненков занимался не только живописью, но и созданием костюмов для кинематографа и театральных постановок. Деятельность художника была замечена Американской киноакадемией в 1955 году Юрия Анненкова и Розина Деламара номинировали на премию «Оскар» за лучший дизайн костюмов к фильму «Мадам де…» режиссера Макса Офюльса. Однако Анненков и Деламар проиграли американской художнице Эдит Хэд, которая получила награду за фильм «Сабрина».


Иллюстрации

Юрий Анненков сотрудничал с известными издательскими домами «Всемирная литература» и «Радуга» и иллюстрировал книги знаменитых писателей — например, Корнея Чуковского, Джека Лондона, Николая Евреинова, а также Анненков оформлял книги Александра Солженицына и Михаила Булгакова. Печатался Анненков и в сатирических журналах.

Наиболее известной его работой в графическом искусстве стали иллюстрации к поэме Александра Блока «Двенадцать» — в том числе и сам поэт высоко ценил рисунки Анненкова и видел в них «параллельный графический текст».

Специально к выставке родственники Корнея Чуковского передали музею ранее не выставлявшийся целиком оригинал «Чукоккалы» — рукописного авторского альманаха с автографами знаменитых гостей дома и карикатурами Юрия Анненкова.


Работы хранятся в Помпиду

Легко предположить, какая участь ожидала бы Юрия Анненкова, если бы ему не удалось летом 1924 года покинуть СССР и впоследствии обосноваться в Париже. На новом месте Анненков брал уроки у знаменитых художников и посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. Благодаря образованию, полученному во Франции, Анненков стал один из наиболее известных художников Серебряного века, чьи работы теперь хранятся в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду.

На выставке будут представлены работы из собрания Центра — «Старуха» (1925) и «Натюрморт с рыбами» (1926). Данные работы ранее не выставлялись в России.


Анненков — писатель

Юрий Анненков был известен и художественными произведениями: он написал «Повесть о пустяках» о жизни в Ленинграде 1910-1920-х годов и ряд статей для газеты «Жизнь искусства», а также издал сборник «Дневник моих встреч. Цикл трагедий», где вспоминает о выдающихся деятелях русской культуры, со многими из которых дружил.