Рецензия на фильм «Джентльмены»
Микки Пирсон (Мэтью Макконнахи) начинал как пронырливый и хваткий толкач марихуаны для богатеньких студентов. Теперь он король всего травяного прайда с замаскированными делянками в аристократических поместьях старушки-Британии. Он правит железной рукой вместе со своей кокни-Клеопатрой (Мишель Докери), которая держит автосалон для женщин. Однако и льву когда-то пора на покой. Так что Микки решает продать бизнес одному миллионеру-еврею с утонченными замашками (Джереми Стронг), но тут возникает проблема, потому что бизнесом интересуется еще и молодой пронырливый китаец (Генри Голдинг). Кроме того, на подземную ферму конопли совершили налет какие-то придурки-рэперы – и вот теперь правой руке Микки Рэю (Чарли Ханнэм) приходится слушать невыносимо долгий рассказ невыносимо наглого журналиста (Хью Грант). Который, на минуточку, его еще и клеит.
В России любят Гая Ричи вне зависимости от того, что он снимает. Затянутый философский «Револьвер», аляповатый «Шерлок Холмс. Игра теней», стерильный до зубовного скрежета «Аладдин» — да ладно, ерунда, все равно он крутой, надо только подождать. Ожидание вознаграждается по-разному. Иногда грузовик с американскими раками переворачивается на улице любителей бандитского олдскула, иногда везет эстетам, которые до дыр засматривают «Агентов А.Н.К.Л.». Правда, есть закономерность: каждый раз, когда Ричи возвращается к истокам, его фильм проваливается в прокате. «Джентльмены» — не то чтобы исключение: за два месяца показов фильм собрал чуть более 60 миллионов долларов при бюджете в несчастные 22 миллиона. Возникает два вопроса: как он умудрился снять такую роскошь за гроши и как российскому зрителю его за это отблагодарить? Потому что сказать спасибо есть за что.
Во-первых, после глянцевых голливудских экспериментов Ричи вспомнил, кто он такой. «Джентльмены» — криминальная комедия в лучших традициях «Карты, деньги, два ствола»: с запутанным клубком пересекающихся сюжетных линий, отличными диалогами и классическим «не нанимай на это дело идиотов», которое, правда, не будет произнесено вслух. И так понятно. Во-вторых, Ричи опирается на опыт не только давний, но и относительно свежий — отсюда весь лоск и стиль «Джентльменов», который напоминает об «Агентах А.Н.К.Л.» и начинается прямо с титров (только ради них стоит прийти на сеанс вовремя и перетерпеть всю рекламу). В-третьих, Гай Ричи из тех режиссеров, которые всегда умели работать с актерами. И если у него заиграли всем красками Генри Кавилл и Винни Джонс, то уж с составом «Джентльменов» получается такое кино, что только поскуливать с интонациями восторженного щенка и царапать кресло. Рассказывать бесполезно, надо видеть. Особенное наслаждение — Колин Фаррелл в роли стильного «батяни» местных обалдуев, готовый абсолютно на все, чтобы спасти своих парней от крупных неприятностей.
Наконец, «Джентльмены» — это фильм, в котором Ричи явно жаждет потрепаться со зрителем за кинематограф. Треп выходит душевным: тут немножко «Черного зеркала» и Копполы, там шуточки про сиквелы и Miramax, а строго по центру Флетчер, влюбленный в кино (и, кажется, не только), которому дай волю, и он год будет болтать про то, как поэффектнее изобразить реальность в формате 2,35:1. Старая фишка — Тарантино всю жизнь чем-то подобным балуется, братья Коэны опять же, — но ведь никогда не надоедает. Особенно с учетом того, с каким прекрасным бесстыдством Ричи делает отсылки к самому же себе: все равно ведь скажут, что раки — те же свиньи, а из нового только гардеробчик, так чего стесняться! Вот вам постер «Агентов», а вот преданный консильери редкого ума и спокойствия, а вот китаец Джордж, которого еще в «Короле Артуре» возвели в рыцари, так что теперь он Лорд Джордж. И про что кино? Да про то, чтобы выйти из зала с улыбкой во все лицо и завалиться в паб, вспомнить старые добрые времена, когда прокат в России был маленьким, жизнь большой, а сборы справедливыми. В общем, поддержите эту Золушку в твиде добрым слово и чеканной монетой. А то ведь сожрет нас всех бешеная мышь со своим «Аладдином» и не подавится.